4.3. Инновационная политика Республики Беларусь
В условиях белорусской экономики научная и инновационная деятельность играет более важную роль, чем в других государствах, имеющих значительный экономический потенциал и сырьевые ресурсы. Структура экономики Республики Беларусь представлена, в основном, перерабатывающими отраслями, значительной долей экспорта и импорта в объеме валового производства продукции. Поэтому ориентация отечественной науки, производства, торговли должна быть на отрасли, имеющие значительную долю добавленной стоимости, отрасли с низким удельным весом материальных и энергетических затрат. Это также должно найти отражение в научно-технической и инновационной политике Республики Беларусь.
Научно-техническая политика Республики Беларусь должна быть направлена не только на сохранение и стабилизацию имеющегося в республике научно-технического потенциала, но и на формирование и развитие национальной инновационной системы. Она должна охватывать как государственный сектор экономики, так и частный сектор, включая малый и средний наукоемкий бизнес. Следует отметить, что государство через проводимую им научно-техническую политику создает наиболее благоприятные условия (правовые, организационные, экономические и др.) для научно-технической деятельности и инновационной активности.
Формирование и проведение инновационной политики в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих условий:
необходимости наличия развитого научно-технического потенциала;
повышения уровня научных разработок;
сокращения лога времени от научной разработки до ее использования в производстве;
повышения наукоемкости ВВП.
Основные направления государственной научно-технической политики Республики Беларусь предопределяются Законом «Об основах государственной научно-технической политики».
Законом определены:
правовые основы государственной научно-технической политики;
цели государственной научно-технической политики;
принципы ее формирования и реализации;
органы государственной власти и управления, осуществляющие научно-техническую политику;
государственное управление научной, научно-технической и инновационной сферами, включая организацию прогнозирования научно-технического развития, приоритетные направления научно-технической деятельности, научно-технические программы, инновационные проекты, государственную научно-техническую экспертизу и т.д.
Отношения в области научно-технической деятельности регулируются Законами Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», «О научной деятельности», «Об инновационной деятельности», «О служебном изобретении», «О научно-технической информации» и др.
Законы определяют основные цели, принципы, направления и способы воздействия государства на участников научной и инновационной деятельности, а также экономические, организационные и иные условия, стимулирующие развитие науки и технологий.
Укрупнено структуру современной государственной инновационной политики Республики Беларусь можно представить через определяющие ее стратегические направления:
концентрация ресурсов на важнейших направлениях научных исследований;
целенаправленная кадровая политика;
высокая степень реализации результатов;
международное научно-техническое сотрудничество;
ориентация на приоритетные направления научно-технической деятельности;
региональная научно-техническая политика;
совершенствование управления научной сферой и обеспечение интеграции науки, образования и производства;
формирование инновационной системы Республики Беларусь.
Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:
обеспечение социального и экономического развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциала как важнейшего фактора социально-экономического прогресса.
На современном этапе развития экономики в Республике Беларусь научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы – на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли.
Сегодняшняя научно-техническая политика в республике должна быть сориентирована на решение главной задачи – подъем экономики, которая во всем мире базируется на использовании новейших технологий.
В связи с этим центр внимания государственной экономической политики должен быть сосредоточен на инновациях как факторе экономического роста и совершенствовании технологической структуры производственной сферы. Необходима высокая инновационная активность как условие обеспечения конкурентоспособности экономики. Это, в свою очередь, требует больших финансовых вложений в науку и инновации, введение налоговых и кредитных льгот даже в ущерб поддержанию других весьма важных государственных нужд.
Важную роль должно сыграть использование новых форм взаимодействия науки и производства, что должно найти свое отражение в государственных инновационных программах.
Главной задачей инновационной политики должно стать стимулирование инновационных процессов. Эта задача должна реализовываться посредством системы мер и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.
Государственная инновационная политика должна касаться широкого круга проблем, в том числе таких, как:
стратегия и приоритеты развития науки, техники и технологий;
технологическая перестройка производства;
формирование инфраструктуры и информационной базы нововведений;
создание условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;
обеспечение единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;
совершенствование образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;
привлечение иностранных инвестиций;
содействие формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;
научно-техническое прогнозирование, программирование и многое другое.
При неизменности стратегических целей успех научно-технической политики связан с применением гибкой тактики, что требует постоянного анализа и совершенствования крайне сложного хозяйственного механизма, стимулирующего технологический процесс.
Направления развития инновационной деятельности определяются Комплексным прогнозом научно-технического прогресса Республики Беларусь на 20 лет, который предусматривает развитие национальной инновационной системы как целенаправленного организационного механизма взаимоотношений между всеми участниками инновационного процесса, обеспечение наращивания научно-технического потенциала с ориентацией научных исследований и разработок в интересах развития белорусской экономики.
В соответствии с белорусским законодательством формирование и реализация государственной научно-технической политики осуществляется на основе следующих основных принципов:
государственная поддержка фундаментальных и поисковых исследований;
выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;
ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких, ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;
участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;
участие научной общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике;
непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров;
государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;
обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита объектов интеллектуальной собственности;
использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
развитие рыночных отношений в научно-технической сфере, поощрение конкурсности, конкуренции и предпринимательства, равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;
повышение престижности научной, научно-технической и инновационной деятельности;
открытость научно-технической политики, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;
развитие инновационной инфраструктуры.
Инновационная политика в регионах формируется и реализуется органами государственной власти на местах с учетом государственной инновационной политики, межгосударственных соглашений и интересов регионов.
Реализация инновационной политики на уровне регионов осуществляется путем решения следующих задач:
формирование и реализация государственных и отраслевых инновационных программ, проектов и обеспечивающих их мероприятий в регионах;
координация инновационной деятельности в рамках инновационной политики государства в регионах;
создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
государственная поддержка инновационной деятельности в рамках региональных научно-технических межрегиональных инновационных программ;
финансирование мер по реализации государственной инновационной политики из республиканского бюджета, внебюджетных фондов, привлеченных средств под гарантии и поручительство правительства.
- А кадемия управления при Президенте Республики Беларусь с истема открытого образования Государственное управление инновационной деятельностью
- Введение1
- Тема 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития Лекция 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития
- 1.1. Этапы развития инновационной деятельности. Теория инноватики
- 1.2. Технологические уклады: понятие, влияние на развитие государства. Теория кластеров
- 1.3. «Новая экономика» и ее характерные особенности
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Инновации как объект управления Лекция 2. Инновации как объект управления
- 2.1. Понятие, виды и классификация инноваций
- 2.2. Инновационная деятельность и ее особенности
- 2.3. Специфические модели продвижения инновационных товаров на рынок
- Контрольные вопросы к теме 2
- 3.1. Формы научно-технического обмена
- 3.2. Наукоемкие отрасли: характеристика, классификация
- 3.3. Таргетирование развития наукоемких отраслей
- 3.4. Эффективность инновационных проектов и их продвижение на рынок
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Формирование государственной инновационной политики Лекция 4. Формирование государственной инновационной политики
- 4.1. Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в различных странах
- Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в развитых странах
- Оценка инновационной активности предприятий российской промышленности2
- Предпосылки кардинального повышения инновационной активности в России
- Восприимчивость предприятий промышленности Беларуси к инновационным процессам
- 4.2. Новые подходы к инновационной политике государства
- 4.3. Инновационная политика Республики Беларусь
- 4.4. Научно-технические приоритеты и их обоснование
- Контрольные вопросы к теме 4
- 5.1. Роль высших государственных органов власти и управления в управлении инновационной деятельностью
- 5.2. Органы управления инновационной деятельностью специального назначения
- 5.3. Экономические, отраслевые и местные органы управления инновационной деятельностью
- Контрольные вопросы к теме 5
- 6.1. Условия возникновения венчурного предпринимательства. Эволюция концепции венчурной деятельности
- 6.2. Механизм венчурной деятельности
- 6.3. Национальные особенности моделей развития венчурной деятельности
- Контрольные вопросы к теме 6
- Тема 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности Лекция 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности4
- 7.1. Понятие и виды интеллектуальной собственности. Лицензионный договор
- 7.2. Формирование системы государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь
- 7.3. Организация работы по правовой охране промышленной собственности
- Контрольные вопросы к теме 7
- Тема 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития Лекция 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития
- 8.1. Понятие, характеристика и элементы инновационной инфрастуктуры
- 8.2. Технопарки: понятие, классификация и характеристика основных групп
- 8.3. Основные компоненты технопарков и их функции
- 8.4. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме 8
- Литература Список нормативно-правовых актов по управлению научно-технической и инновационной деятельностью
- 1. Закон Республики Беларусь
- 2. Закон Республики Беларусь
- 3. Закон Республики Беларусь
- 11.Постановление Совета Министров Белорусской сср.
- 23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь
- 24. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 26. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 27 Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь
- 28. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь
- 29. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь Министерства зкономики Республики Беларусь
- 30. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики беларусь
- 33. Указ Президента Республики Беларусь
- 34. Указ Президента Республики Беларусь
- 42. Постановление Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь
- 43. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь
- 44. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 45. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 46. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- Учебные пособия
- Вопросы к зачету
- Учебное издание
- Государственное управление инновационной деятельностью
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.