logo
DO_ak_gosinov

4.3. Инновационная политика Республики Беларусь

В условиях белорусской экономики научная и инновационная деятельность играет более важную роль, чем в других государствах, имеющих значительный экономический потенциал и сырьевые ресурсы. Структура экономики Республики Беларусь представлена, в основном, перерабатывающими отраслями, значительной долей экспорта и импорта в объеме валового производства продукции. Поэтому ориентация отечественной науки, производства, торговли должна быть на отрасли, имеющие значительную долю добавленной стоимости, отрасли с низким удельным весом материальных и энергетических затрат. Это также должно найти отражение в научно-технической и инновационной политике Республики Беларусь.

Научно-техническая политика Республики Беларусь должна быть направлена не только на сохранение и стабилизацию имеющегося в республике научно-технического потенциала, но и на формирование и развитие национальной инновационной системы. Она должна охватывать как государственный сектор экономики, так и частный сектор, включая малый и средний наукоемкий бизнес. Следует отметить, что государство через проводимую им научно-техническую политику создает наиболее благоприятные условия (правовые, организационные, экономические и др.) для научно-технической деятельности и инновационной активности.

Формирование и проведение инновационной политики в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих условий:

Основные направления государственной научно-технической политики Республики Беларусь предопределяются Законом «Об основах государственной научно-технической политики».

Законом определены:

Отношения в области научно-технической деятельности регулируются Законами Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», «О научной деятельности», «Об инновационной деятельности», «О служебном изобретении», «О научно-технической информации» и др.

Законы определяют основные цели, принципы, направления и способы воздействия государства на участников научной и инновационной деятельности, а также экономические, организационные и иные условия, стимулирующие развитие науки и технологий.

Укрупнено структуру современной государственной инновационной политики Республики Беларусь можно представить через определяющие ее стратегические направления:

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

На современном этапе развития экономики в Республике Беларусь научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программына разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли.

Сегодняшняя научно-техническая политика в республике должна быть сориентирована на решение главной задачи – подъем экономики, которая во всем мире базируется на использовании новейших технологий.

В связи с этим центр внимания государственной экономической политики должен быть сосредоточен на инновациях как факторе экономического роста и совершенствовании технологической структуры производственной сферы. Необходима высокая инновационная активность как условие обеспечения конкурентоспособности экономики. Это, в свою очередь, требует больших финансовых вложений в науку и инновации, введение налоговых и кредитных льгот даже в ущерб поддержанию других весьма важных государственных нужд.

Важную роль должно сыграть использование новых форм взаимодействия науки и производства, что должно найти свое отражение в государственных инновационных программах.

Главной задачей инновационной политики должно стать стимулирование инновационных процессов. Эта задача должна реализовываться посредством системы мер и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

Государственная инновационная политика должна касаться широкого круга проблем, в том числе таких, как:

При неизменности стратегических целей успех научно-технической политики связан с применением гибкой тактики, что требует постоянного анализа и совершенствования крайне сложного хозяйственного механизма, стимулирующего технологический процесс.

Направления развития инновационной деятельности определяются Комплексным прогнозом научно-технического прогресса Республики Беларусь на 20 лет, который предусматривает развитие национальной инновационной системы как целенаправленного организационного механизма взаимоотношений между всеми участниками инновационного процесса, обеспечение наращивания научно-технического потенциала с ориентацией научных исследований и разработок в интересах развития белорусской экономики.

В соответствии с белорусским законодательством формирование и реализация государственной научно-технической политики осуществляется на основе следующих основных принципов:

Инновационная политика в регионах формируется и реализуется органами государственной власти на местах с учетом государственной инновационной политики, межгосударственных соглашений и интересов регионов.

Реализация инновационной политики на уровне регионов осуществляется путем решения следующих задач: