2.2. Инновационная деятельность и ее особенности
Согласно различным определениям, инновационная деятельность может состоять из разных этапов (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Этапы инновационной деятельности
Но все они взаимосвязаны и обеспечивают эффективность инновационного процесса.
На стадии проведения НИР исследуются возможности реализации возникшей идеи, разрабатываются методические подходы к оценке возможности создания нового продукта (технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство).
Если испытания прошли успешно, начинается производство новой продукции. Особое значение имеет этап освоения, когда необходимо адаптировать производственный процесс к новым требованиям (освоить новое оборудование, овладеть новой технологией и т. д.). Эффективность производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.
Выход на рынок с новым продуктом требует проведения особой дополнительной работы (если продукт уже реализовывался на рынке, то можно на основании данных о поведении покупателей предсказать возможный объем реализации). Падение спроса на традиционный товар вызывает падение цены, приводит к снижению объема производства. Если товар выходит на рынок впервые, то неопределенность многократно возрастает.
В современных условиях сформировалась новая концепция маркетинга инновационных продуктов, в соответствии с которой изменилось место взаимодействия разработчика (производителя) и потребителя. При новой концепции маркетинга инновационного продукта потребитель и разработчик встречаются в начале цепочки в двух случаях:
новый продукт разрабатывается в соответствии с четкими запросами потребителя.
на стадии разработки проводится агрессивная компания по формированию потребности в новом товаре, и к тому моменту, когда новый товар выходит на рынок, потребитель уже ждет его.
При обосновании решений по инновационному развитию предприятия необходимо учитывать, что инновационная деятельность характеризуется следующими отличительными чертами: повышенным риском, цикличностью развития, тесной взаимосвязью уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов, специальными моделями продвижения нового продукта на рынок (в отличие от традиционного продукта).
Повышенный риск инновационной деятельности складывается из повышенных рисков его этапа:
Rи = RНИР + RОКР + Rосв + Rпр + Rрын + Rф-м ,
где RНИР, RОКР, Rосв, Rпр, Rрын, Rф-м – повышенные риски соответственного проведения НИР, проведения ОКР, освоения, производства нового товара, выхода на рынок с новым товаром, форс-мажорных обстоятельств.
Повышенный риск при выходе на рынок обусловлен тем, что если товар ранее реализовывался, то можно предусмотреть в определенном временном интервале объем его потребления. Если товар новый, то очень сложно определить объем его потребления. Это связано, во-первых, с высоким уровнем неопределенности поведения потребителя, во-вторых – со сложностью точного потребления экономического потенциала нового продукта.
Цикличность развития рассматривается на двух уровнях: на макро-уровне (большие циклы Кондратьева) и микроуровне (учитывает жизненный цикл конкретного изделия). При учете макроциклов необходимо четко определить, на какой фазе находится развитие конкретной технологической парадигмы. Исходя из этого определяют экономический эффект. Так, например, исчерпание возможностей требует перехода на новую технологическую парадигму. На микроуровне решение о кредитовании создания нового образца, обновлении оборудования также необходимо принимать, исходя из конкретной стадии жизненного цикла данного изделия.
Еще одна важнейшая характерная черта инновационной деятельности – взаимосвязь уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов.
При классификации инноваций было установлено, что продукция может различаться в зависимости от уровня новизны применяемых технологий (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Классификация продукции в зависимости от уровня новизны применяемых технологий
Особенность продукции, произведенной на основе научно-технических разработок, заключается в том, что дополнительные затраты на первых стадиях инновационного цикла окупаются и приносят значительный эффект на стадиях ее производства, эксплуатации и потребления. Так, прогрессивные технологии позволяют более экономно использовать трудовые, сырьевые, топливные ресурсы, на стадии эксплуатации потребитель получает экономию за счет более низких затрат на эксплуатацию технического изделия. Чем выше уровень новизны, чем больше потенциальная прибыль. Так, высокие технологии позволяют устанавливать монопольные цены и получать высочайшую прибыль, продвинутые технологии позволяют получать очень высокую прибыль. Товар, произведенный на основе технологий среднего и низкого уровней, может принести прибыль только при значительном объеме реализации продукции данного вида. Таким образом, при формировании программы выпуска изделий необходимо стремиться к увеличению доли продукции, производимой на основе технологий высокого или продвинутого уровня.
Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности.
Каждое предприятие стремится обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, т. е. такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкретном рынке в данное время, исходя как из ценовых, так и неценовых факторов.
Предпочтение по ценовым факторам обеспечивается инновационной деятельностью, которая направлена на использование новых технологий, оборудования, материалов, позволяющих уменьшать затраты на производство продукции данного вида, что приводит к снижению цены изделия.
Инновационная деятельность позволяет повышать конкурентоспособность продукции и за счет неценовых факторов, так как новые изделия с улучшенными технико-экономическими параметрами привлекают потребителей. При этом потребитель часто выбирает более дорогой по цене товар, учитывая экономию, которую он получит в процессе его эксплуатации. Так, например, предпочтение получает более дорогая бытовая техника, которая удобнее в эксплуатации, характеризуется более низким энергопотреблением, более высокой надежностью, что сокращает затраты на ремонт, а также обеспечивает более высокий уровень комфортности, а иногда и престижа.
Обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции за счет ценовых факторов проводится на базе определения экономии сырья, материалов, трудовых и иных видов затрат при использовании нового оборудования, технологии.
Обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции за счет неценовых факторов проводится на базе расчетов по увеличению прибыли от реализации изделий нового вида за счет как более высокой цены, так и увеличения объема продаж.
Если для реализации на предприятии законченных научно-технических разработок, новых или усовершенствованных технологий требуются значительные инвестиции, то разрабатывается инновационный проект. Он обосновывается так же, как и инвестиционный проект, но важнейшая его отличительная особенность – является учет более высокого уровня риска, который является внутренней характеристикой инновационной деятельности.
Инновационная деятельность позволяет реализовывать стратегию развития предприятия, обеспечивать получение запланированной прибыли.
Очевидно, что, учитывая жизненный цикл изделия, можно определить, когда продукция данного вида (например, А) уйдет с рынка. К этому времени предприятие должно освоить выпуск нового изделия (например, В), которое обеспечит запланированный объем прибыли в конкретном году. Настанет время, когда и продукция В уйдет с рынка, что вызовет необходимость разработки и реализации товара нового вида (например, С) и т. д. При этом надо определить величину затрат, необходимых для разработки новых видов изделий (В, С, Д), и определить, сможет ли предприятие самостоятельно осуществить данные разработки или следует провести информационный поиск и выбрать из предлагаемых проектов наиболее эффективный.
Таким образом, инновационная стратегия предприятия должна обеспечить устойчивость его положения на рынке.
- А кадемия управления при Президенте Республики Беларусь с истема открытого образования Государственное управление инновационной деятельностью
- Введение1
- Тема 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития Лекция 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития
- 1.1. Этапы развития инновационной деятельности. Теория инноватики
- 1.2. Технологические уклады: понятие, влияние на развитие государства. Теория кластеров
- 1.3. «Новая экономика» и ее характерные особенности
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Инновации как объект управления Лекция 2. Инновации как объект управления
- 2.1. Понятие, виды и классификация инноваций
- 2.2. Инновационная деятельность и ее особенности
- 2.3. Специфические модели продвижения инновационных товаров на рынок
- Контрольные вопросы к теме 2
- 3.1. Формы научно-технического обмена
- 3.2. Наукоемкие отрасли: характеристика, классификация
- 3.3. Таргетирование развития наукоемких отраслей
- 3.4. Эффективность инновационных проектов и их продвижение на рынок
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Формирование государственной инновационной политики Лекция 4. Формирование государственной инновационной политики
- 4.1. Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в различных странах
- Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в развитых странах
- Оценка инновационной активности предприятий российской промышленности2
- Предпосылки кардинального повышения инновационной активности в России
- Восприимчивость предприятий промышленности Беларуси к инновационным процессам
- 4.2. Новые подходы к инновационной политике государства
- 4.3. Инновационная политика Республики Беларусь
- 4.4. Научно-технические приоритеты и их обоснование
- Контрольные вопросы к теме 4
- 5.1. Роль высших государственных органов власти и управления в управлении инновационной деятельностью
- 5.2. Органы управления инновационной деятельностью специального назначения
- 5.3. Экономические, отраслевые и местные органы управления инновационной деятельностью
- Контрольные вопросы к теме 5
- 6.1. Условия возникновения венчурного предпринимательства. Эволюция концепции венчурной деятельности
- 6.2. Механизм венчурной деятельности
- 6.3. Национальные особенности моделей развития венчурной деятельности
- Контрольные вопросы к теме 6
- Тема 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности Лекция 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности4
- 7.1. Понятие и виды интеллектуальной собственности. Лицензионный договор
- 7.2. Формирование системы государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь
- 7.3. Организация работы по правовой охране промышленной собственности
- Контрольные вопросы к теме 7
- Тема 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития Лекция 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития
- 8.1. Понятие, характеристика и элементы инновационной инфрастуктуры
- 8.2. Технопарки: понятие, классификация и характеристика основных групп
- 8.3. Основные компоненты технопарков и их функции
- 8.4. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме 8
- Литература Список нормативно-правовых актов по управлению научно-технической и инновационной деятельностью
- 1. Закон Республики Беларусь
- 2. Закон Республики Беларусь
- 3. Закон Республики Беларусь
- 11.Постановление Совета Министров Белорусской сср.
- 23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь
- 24. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 26. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 27 Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь
- 28. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь
- 29. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь Министерства зкономики Республики Беларусь
- 30. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики беларусь
- 33. Указ Президента Республики Беларусь
- 34. Указ Президента Республики Беларусь
- 42. Постановление Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь
- 43. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь
- 44. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 45. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 46. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- Учебные пособия
- Вопросы к зачету
- Учебное издание
- Государственное управление инновационной деятельностью
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.