logo
DO_ak_gosinov

4.2. Новые подходы к инновационной политике государства

Научно-техническая политика является важнейшей составляющей социально-экономической политики государства и отражает цели, задачи и направления развития научно-технической деятельности, формы участия органов государственной власти и управления в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Она формируется в зависимости от требований и условий конкретного этапа развития экономики, под влиянием объективных и субъективных факторов, а также с учетом действия законов и закономерностей общественного воспроизводства, цикличности развития, технологических укладов, инновационного типа развития, наличия и состояния научно-технического потенциала. Во многом научно-техническая политика предопределяется экономической устойчивостью страны, которая включает финансовую устойчивость, инновационную и инвестиционную активность, конкурентоспособность технологической системы и произведенной продукции и т.д.

Государственная инновационная политика рассматривается как часть государственной научно-технической политики, связанная с осуществляемым государством комплексом организационных, экономических и правовых мер, направляемых на формирование и развитие сферы инновационной деятельности. Она отражает цели, задачи и приоритеты инновационной деятельности и механизмы их реализации. Инновационная политика охватывает весь процесс создания, освоения и использования инноваций и по сути состоит из научной политики, технической политики и собственно инновационной политики.

Научно-техническая политика любой страны определяется той ролью, которую она играет в направлениях и масштабах обновления общества и экономического развития. Произошедшее в последние два десятилетия резкое обострение международной конкуренции, ускорение научных и технологических новаций, лавинообразный рост информации и стремительное развитие информационных сетей в совокупности обозначили новый этап в развитии стран – этап названный переходом к «экономике, основанной на знании». В этих условиях научная и инновационная деятельность практически во всех странах играет определяющую роль и становится наиболее значимой составляющей государственной политики. В ней четко просматриваются стратегические цели развития научной деятельности, выделены приоритеты, обеспечивающие их достижение, обозначены механизмы, способствующие активизации инновационной деятельности. Это, в первую очередь, касается таких вопросов, как:

На современном этапе научно-техническая политика практически всех развитых стран связана со смещением приоритетов в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов, обеспечивающих экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, конкурентоспособность национальной экономики, рост экспортного потенциала, улучшение экологической обстановки и в целом устойчивое развитие страны. Можно с уверенностью утверждать, что эти направления сохраняться на протяжении первых десятилетий ХХI века.

В рамочных программах ЕС, направленных на развитие науки и техники, в качестве международных приоритетных направлений выделены информационные технологии и телекоммуникации, промышленные технологии и материалы, окружающая среда и климат, морские науки и технологии, биотехнологии, биомедицина и здравоохранение, сельское хозяйство, чистые и эффективные энергетические технологии, управляемый термоядерный синтез и др.

В промышленно развитых странах можно проследить достаточно четкие тенденции научно-технического развития:

Следует отметить, что на современном этапе в инновационной политике государств все большее внимание уделяется международному научно-техническому сотрудничеству как на частно-предпринимательском, так и на государственном уровне.

Международное сотрудничество осуществляется в различных формах и включает:

Принципиально важным при формировании инновационной политики является выбор главного вектора ее движения, что позволяет выделить две основные модели инновационной политики:

В зависимости от проводимой инновационной политики и выделенных в ней аспектов страны можно объединить в следующие три группы

1. Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла. Как правило, в этих странах значительная доля научно-инновационного потенциала сосредоточена в оборонном секторе. К этим странам относятся США, Англия, Франция;

2. Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики. К ним относятся Германия, Швеция, Швейцария;

3. Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и техники. Такими странами являются Япония, Республика Южная Корея.

Подход каждой страны к формированию научно-технической и инновационной политики различен и нацелен на удовлетворение особых национальных потребностей: у Финляндии – на диверсификацию экономики; у Франции – на создание более мелких технологических фирм; у США – на поддержку реструктуризации местной экономики. В результате, каждый подход значительно отличается по своей направленности и роли государства в их реализации.

Следует заметить, что инновационная политика государства находится в прямой зависимости от его экономического базиса. Отсюда различные подходы к инновационной политике: для стран с развитой рыночной экономикой – ее совершенствование, для стран с трансформационной экономикой – формирование.

При формировании инновационной политики государства с трансформационной экономикой должны ориентиро- ваться на:

Выделенные направления являются определяющими для активизации инновационной деятельности и для экономического развития стран с трансформационной экономикой.

Что касается стран-лидеров в инновационном развитии, то важнейшей стратегией их экономического роста является разработка высоких технологий; на их основе производство высокотехнологичной продукции, товаров, услуг; выход на мировые рынки; расширение международной интеграции.

Укрупнено структуру их современной государственной политики можно представить через шесть определяющих блоков: