8.1. Понятие, характеристика и элементы инновационной инфрастуктуры
Становление и рост наукоемких отраслей в отдельных странах происходят на фоне острой конкурентной борьбе на мировом рынке, ибо крупные масштабы производства и сбыта являются необходимым условием накопления средств для дальнейшего развития исследований и разработок (ИР). В борьбе победителями оказываются страны и корпорации, не просто обладающие мощным научно-техническим потенциалом, но и умеющие эффективно его использовать, т.е. трансформировать новые научные идеи и открытия в коммерческую продукцию, быстрее других и с меньшими издержками проходить цикл «наука – производство – сбыт».
За последние два десятилетия к мероприятиям центральных правительств, направленным на ускорение НТП, активно подключились местные власти различного уровня. В ряде стран центры активности, связанной со структурными сдвигами в экономике, отчетливо сместились «вниз» – в штаты, земли, префектуры и т.п. Наряду с национальными программами разрабатываются многочисленные региональные программы модернизации местного хозяйства; создаются исследовательские, информационные, консультативные центры, фонды развития; происходят изменения в налоговой политике, направленной на привлечение национального и зарубежного капитала в регион. Все это ради перевода экономики на наукоемкую основу, обеспечения экологической безопасности, увеличения занятости, повышения деловой активности и уровня жизни населения.
И хотя основными «локомотивами» НТП были и остаются крупные исследовательские центры фундаментальных и прикладных наук, университеты, государственные институты, лаборатории промышленных концернов и корпораций, полностью сохраняется и даже возрастает значение малых и средних образований (фирм, организаций, компаний и т.д.) в структуре научно-технического и промышленного потенциала.
Задачей государственной научно-технической политики является создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности посредством развития инновационной инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура – это совокупность материальных, технических, организационных и иных средств, обеспечивающих информационное, экспертное, консалтинговое, маркетинговое, финансовое, кадровое и другое обслуживание инновационной деятельности и предназначенных для создания благоприятных условий осуществления инновационной деятельности.
Услуги, оказываемые для осуществления и поддержания инновационной деятельности, оказываются через научно-технические парки и инновационные центры, инновационные фонды и другие организации, осуществляющие и поддерживающие инновационную деятельность, которые могут выступать как адаптеры, инноваторы, реципиенты и др.
Объективная необходимость создания инновационной инфраструктуры обусловлена рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое развитие достигло такого уровня, при котором стало возможно реально эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил положить новые методические подходы для решения поставленных задач.
Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении риска между участниками инновационного процесса.
Следует отметить, что создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфрастуктуру, наблюдается процесс софтизации («soft infrastructure» в отличие от «hard infrastructure»), характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией – опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.
В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.
В задачи инновационной инфраструктуры входят:
отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;
создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных, технологически ориентированных фирм;
поддержка венчурных проектов;
система участия в разработке перспективных научно-технических направлений;
поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы);
формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования;
аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;
создание информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;
получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, контроллинга, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой;
развитие страхования инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности;
помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подача заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах;
помощь в проведении конверсии;
обучение предпринимательству в научно-технической сфере.
Базируясь на данных положениях, формируется инновационная инфраструктура, состоящая из следующих взаимоувязанных элементов:
1. Организационной структуры (администрация) малого инновационного бизнеса (это может быть комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т.д.), которые обеспечивают поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, соответствующих законодательных актов, определении ее места в общей стратегии развития; обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных средствах, необходимых для реализации поставленных задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т.д.).
2. Финансово-кредитных институтов, обеспечивающих аккумуляцию ресурсов и их распределение по субъектам инновационной деятельности, а также финансовую поддержку перспективных проектов (создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, банков и др.).
3. Страховых компаний, фирм, обеспечивающих снижение потерь от рисковых операций, а также привлечение инвестиций в научно-техническую сферу.
4. Информационных сетей, позволяющие определить перспективные направления развития инновационной деятельности, технологический трансфер, коммерциализацию результатов научно-технических разработок.
5. Системы сервисного обслуживания инновационных фирм, осуществляющих экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит, контроллинг, рекламу и другие услуги.
6. Различных форм обучения предпринимательству в научно-технической сфере (учебные заведения, специальные курсы обучения, факультеты, семинары, симпозиумы и т.д.).
В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна явиться: 1) источником распространения моделей рискового мышления; 2) зоной, способной снизить повышенный риск, неопределенность инновационных процессов; 3) средой, благоприятствующей рисковой деятельности. При этом в качестве последней она может выступать как в отношении отдельного хозяйственного субъекта (фирмы), так и целого региона.
Развитие элементов инновационной инфраструктуры приводит к снижению «Sovereign risk» – риска, связанного с предоставлением кредитов иностранным государствам; «Transfer risk» – риска, отражающего возможность сократить величину перевода иностранным компаниям прибыль за границу; «Contry risk» – риска вероятности того, что государство может не выполнить свои обязательства по отношению к инвесторам и кредиторам (Робоч Дж., Рут.Ф и др.), или изменению других «правил игры» для субъектов хозяйствования.
Инновационная инфраструктура должна обеспечить обучение принятию решений в условиях риска, формирование менталитета, благоприятствующего развитию предпринимательства в научно-технической сфере. Обучение должно помочь в приобретении навыков в составлении бизнес-плана, оценке рынка, получении кредитов.
Менеджеры, обслуживающие венчурные фирмы, должны снизить риск в особо опасных «точках роста». В задачи менеджеров инновационных структур типа «технопарк», «бизнес-инкубатор» входит выработка общей стратегии развития инновационных структур и отдельных фирм с учетом инвестиционного и политического риска в регионе, на рынке которого будет работать фирма (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Стадии роста высокотехнологичных фирм
В условиях трансформационного общества инновационные структуры типа «технопарк», «бизнес-центр» призваны оказывать поддержку как антрепренерам, так и интрапренерам.
Инновационная инфраструктура снижает риск, аккумулируя финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов, объединяя капиталы институциональных инвесторов в ассоциированные; при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т.е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.
Инновационная инфраструктура распределяет риск по следующим направлениям: а) между участниками инновационной деятельности; б) по фазам инновационной деятельности; в) между институциональными инвесторами и государством; г) снижает риск инвестирования в данном регионе.
Таким образом, инновационная инфраструктура ориентирована на развитие соответствующего менталитета, проведение институциональных изменений в обществе, затрагивающих значительное число субъектов, стимулирует развитие экономики за счет наукоемких производств, повышает эффективность на основе высококвалифицированного менеджмента и маркетинга, тщательного и объективного отбора проектов и их коммерциализации. Создаются условия мотивации всех субъектов венчурной деятельности; формируется производственно-технологическая среда, обеспечивающая развитие рыночных отношений.
- А кадемия управления при Президенте Республики Беларусь с истема открытого образования Государственное управление инновационной деятельностью
- Введение1
- Тема 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития Лекция 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития
- 1.1. Этапы развития инновационной деятельности. Теория инноватики
- 1.2. Технологические уклады: понятие, влияние на развитие государства. Теория кластеров
- 1.3. «Новая экономика» и ее характерные особенности
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Инновации как объект управления Лекция 2. Инновации как объект управления
- 2.1. Понятие, виды и классификация инноваций
- 2.2. Инновационная деятельность и ее особенности
- 2.3. Специфические модели продвижения инновационных товаров на рынок
- Контрольные вопросы к теме 2
- 3.1. Формы научно-технического обмена
- 3.2. Наукоемкие отрасли: характеристика, классификация
- 3.3. Таргетирование развития наукоемких отраслей
- 3.4. Эффективность инновационных проектов и их продвижение на рынок
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Формирование государственной инновационной политики Лекция 4. Формирование государственной инновационной политики
- 4.1. Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в различных странах
- Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в развитых странах
- Оценка инновационной активности предприятий российской промышленности2
- Предпосылки кардинального повышения инновационной активности в России
- Восприимчивость предприятий промышленности Беларуси к инновационным процессам
- 4.2. Новые подходы к инновационной политике государства
- 4.3. Инновационная политика Республики Беларусь
- 4.4. Научно-технические приоритеты и их обоснование
- Контрольные вопросы к теме 4
- 5.1. Роль высших государственных органов власти и управления в управлении инновационной деятельностью
- 5.2. Органы управления инновационной деятельностью специального назначения
- 5.3. Экономические, отраслевые и местные органы управления инновационной деятельностью
- Контрольные вопросы к теме 5
- 6.1. Условия возникновения венчурного предпринимательства. Эволюция концепции венчурной деятельности
- 6.2. Механизм венчурной деятельности
- 6.3. Национальные особенности моделей развития венчурной деятельности
- Контрольные вопросы к теме 6
- Тема 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности Лекция 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности4
- 7.1. Понятие и виды интеллектуальной собственности. Лицензионный договор
- 7.2. Формирование системы государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь
- 7.3. Организация работы по правовой охране промышленной собственности
- Контрольные вопросы к теме 7
- Тема 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития Лекция 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития
- 8.1. Понятие, характеристика и элементы инновационной инфрастуктуры
- 8.2. Технопарки: понятие, классификация и характеристика основных групп
- 8.3. Основные компоненты технопарков и их функции
- 8.4. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме 8
- Литература Список нормативно-правовых актов по управлению научно-технической и инновационной деятельностью
- 1. Закон Республики Беларусь
- 2. Закон Республики Беларусь
- 3. Закон Республики Беларусь
- 11.Постановление Совета Министров Белорусской сср.
- 23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь
- 24. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 26. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 27 Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь
- 28. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь
- 29. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь Министерства зкономики Республики Беларусь
- 30. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики беларусь
- 33. Указ Президента Республики Беларусь
- 34. Указ Президента Республики Беларусь
- 42. Постановление Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь
- 43. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь
- 44. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 45. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 46. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- Учебные пособия
- Вопросы к зачету
- Учебное издание
- Государственное управление инновационной деятельностью
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.