Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в развитых странах
Оценка новых моделей экономического роста позволяет сделать очень важный вывод о том, что современный тип экономического роста не сводится к известным ранее преимущественно экстенсивному или интенсивному типам. Основные характеристики современного типа экономического развития заключаются в достижении нового качества жизни, увеличении доступа населения к ресурсам высокого качества, повышении ценности знаний, усилении воздействия человеческого капитала на экономический рост.
Лидирующее место в экономике XXI в. будет принадлежать экономическим системам качественно нового технологического уровня, в которых роль главного ресурса будет играть интеллектуальный ресурс, поэтому в ряде стран разработана инновационная политика, обеспечивающая активизацию инновационной деятельности и повышение восприимчивости экономики к инновационным процессам.
В настоящее время наблюдается острая конкурентная борьба за мировой рынок между США, Японией, странами Западной Европы на основе формирования глобальных конкурентных преимуществ, базирующихся на активизации научной и инновационной деятельности.
Оценка программных документов США показала, что в конце ХХ века в США была выдвинута доктрина техноглобализма, цель которой: обеспечить достижение глобальной технологической конкурентоспособности США в условиях глобальной конкуренции. Новая технологическая политика США названа «Технологии для экономического роста США: новый курс на создание экономической мощи». Она включает пять основных задач:
создание климата, благоприятствующего деятельности частного сектора в области инновации и повышения конкурентоспособности;
поощрение разработки и коммерциализации новейших технологий;
создание инфраструктуры XXI в., необходимой для поддержки промышленности США и развития торговли;
интеграция оборонных и гражданских производств, обеспечивающая эффективное решение стоящих перед ними задач;
формирование рабочей силы, способной участвовать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике.
Страны Западной Европы в ст. 130 Майстрихтского соглашения в качестве основной цели указали на необходимость « усиления научной и технологической основы европейской промышленности для повышения конкурентоспособности стран союза на международном уровне».
Анализ показал, что в США количественное значение показателя «число научных исследователей на 1000 работников» на 50% выше, чем в Европейском Союзе (ЕС), что снижает инновационную активность экономики стран европейского союза. Страны-члены ЕС выдвинули основную перспективную цель – сформировать к 2010 г. экономику Европы как «конкурентоспособную динамично развивающуюся и основанную на знаниях экономику» (Лиссабон, 2000).
Основным условием достижения данной цели является создание единого Европейского исследовательского пространства. Для этого намечено повысить долю инвестиций в научный сектор с 1,9% до 3%. ВВП к 2010 г. (Барселона, 2002 г.), при этом 2/3 этих инвестиций предположительно должен обеспечить частный сектор.
Анализ и оценка мер, направленных на развитие высокотехнологичного сектора экономики ЕС (Европейская комиссия, 2002 г.) позволили выявить барьеры развития общеевропейского научно-технологического пространства, в том числе: недостаточное инвестирование в развитие рынка высокотехнологичной продукции в ЕС, недостаточная поддержка малого и среднего наукоемкого бизнеса, что является необходимым условием развития высокотехнологичного сектора.
В соответствии с «Планом действий» (Европейская комиссия, 2003 г.) был разработан комплекс мероприятий по привлечению инвестиций, в том числе частных, для:
финансирования научных исследований и активизации продвижения инноваций на рынках ЕС;
развития высокотехнологичного и наукоемкого производства;
повышения эффективности корпоративного управления на основе инновационных процессов.
Таким образом, стимулирование инновационных процессов является одним из важнейших условий эффективного экономического развития. Активизация инновационной деятельности и повышение восприимчивости к инновационным процессам становятся одной из первоочередных задач для стран, стремящихся лидировать в условиях глобализации.
По мнению Комиссии ЕС в большинстве европейских стран инновационная активность незначительна, что существенно снижает конкурентоспособность выпускаемой продукции. Новым членам ЕС Комиссия ЕС рекомендует скорректировать стратегию экономического развития, обеспечив создание экономики, базирующейся на знаниях.
Россия, подписав Соглашение о научно-технической сотрудничестве с ЕС (2003-2006 гг.), должна учитывать сформулированные в ЕС приоритеты.
Следовательно, традиционные подходы к управлению, ориентированные на наращивание материальных благ и накопление предприятием только материальных активов, не могут соответствовать происходящим изменениям.
Этот вывод особенно важен для стран, модернизирующих экономику в соответствии с требованиями глобализации и развития «новой экономики». Так, если по некоторым расчетам удельный вес факторов, определяющих экономический рост США за последние пятьдесят лет, составляет: технический прогресс – 49 %, труд - 27 %, капитал - 24 %, академик Д. Львов указывает на то, что в настоящее время в России 5 % роста ВВП обеспечивается за счет труда, 11 % - за счет капитала, а 80 % - природной рентой. Очевидно, что такое соотношение факторов роста не соответствует современным требованиям.
Таким образом, новое понимание сущности экономического развития приводит к невозможности использовать традиционные модели экономического роста, так как они не учитывают влияние новых и новейших тенденций и неадекватно отражают действительность, что не позволяет обеспечить как глобальную конкурентоспособность национальной экономики, так и выпуск конкурентоспособной продукции, услуг конкретными предприятиями. Инновационная политика должна модернизировать национальную экономику в целом, обеспечить развитие конкретных сфер деятельности и предприятий в соответствии с требованиями «новой экономики».
- А кадемия управления при Президенте Республики Беларусь с истема открытого образования Государственное управление инновационной деятельностью
- Введение1
- Тема 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития Лекция 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития
- 1.1. Этапы развития инновационной деятельности. Теория инноватики
- 1.2. Технологические уклады: понятие, влияние на развитие государства. Теория кластеров
- 1.3. «Новая экономика» и ее характерные особенности
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Инновации как объект управления Лекция 2. Инновации как объект управления
- 2.1. Понятие, виды и классификация инноваций
- 2.2. Инновационная деятельность и ее особенности
- 2.3. Специфические модели продвижения инновационных товаров на рынок
- Контрольные вопросы к теме 2
- 3.1. Формы научно-технического обмена
- 3.2. Наукоемкие отрасли: характеристика, классификация
- 3.3. Таргетирование развития наукоемких отраслей
- 3.4. Эффективность инновационных проектов и их продвижение на рынок
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Формирование государственной инновационной политики Лекция 4. Формирование государственной инновационной политики
- 4.1. Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в различных странах
- Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в развитых странах
- Оценка инновационной активности предприятий российской промышленности2
- Предпосылки кардинального повышения инновационной активности в России
- Восприимчивость предприятий промышленности Беларуси к инновационным процессам
- 4.2. Новые подходы к инновационной политике государства
- 4.3. Инновационная политика Республики Беларусь
- 4.4. Научно-технические приоритеты и их обоснование
- Контрольные вопросы к теме 4
- 5.1. Роль высших государственных органов власти и управления в управлении инновационной деятельностью
- 5.2. Органы управления инновационной деятельностью специального назначения
- 5.3. Экономические, отраслевые и местные органы управления инновационной деятельностью
- Контрольные вопросы к теме 5
- 6.1. Условия возникновения венчурного предпринимательства. Эволюция концепции венчурной деятельности
- 6.2. Механизм венчурной деятельности
- 6.3. Национальные особенности моделей развития венчурной деятельности
- Контрольные вопросы к теме 6
- Тема 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности Лекция 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности4
- 7.1. Понятие и виды интеллектуальной собственности. Лицензионный договор
- 7.2. Формирование системы государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь
- 7.3. Организация работы по правовой охране промышленной собственности
- Контрольные вопросы к теме 7
- Тема 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития Лекция 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития
- 8.1. Понятие, характеристика и элементы инновационной инфрастуктуры
- 8.2. Технопарки: понятие, классификация и характеристика основных групп
- 8.3. Основные компоненты технопарков и их функции
- 8.4. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы к теме 8
- Литература Список нормативно-правовых актов по управлению научно-технической и инновационной деятельностью
- 1. Закон Республики Беларусь
- 2. Закон Республики Беларусь
- 3. Закон Республики Беларусь
- 11.Постановление Совета Министров Белорусской сср.
- 23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь
- 24. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 26. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 27 Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь
- 28. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь
- 29. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь Министерства зкономики Республики Беларусь
- 30. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики беларусь
- 33. Указ Президента Республики Беларусь
- 34. Указ Президента Республики Беларусь
- 42. Постановление Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь
- 43. Приказ Государственного Комитета по науке и техноло- гиям Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь
- 44. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 45. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- 46. Постановление Совета Министров Республики Беларусь
- Учебные пособия
- Вопросы к зачету
- Учебное издание
- Государственное управление инновационной деятельностью
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.