25. "Морфология культуры" Шпенглера.
Освальду Шпенглеру (1880-1936), автору известной работы «Закат Европы», принадлежит идея культурно-исторического круговорота. Каждый культурный организм проходит естественный круг: рождается, достигает своего расцвета, истощается, приходя к своему естественному концу в форме цивилизации. Цивилизация, развившаяся до таких высот в Европе, свидетельствует об истощении жизненного порыва, закате Европы. Развивая учение о множестве равноценных по достигнутой зрелости культур, Шпенглер опирался на обширный этнографический материал (о котором мы говорили, характеризуя культурную антропологию). Таких культур, по Шпенглеру, восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная (греко-римская, «аполлоновская» - в терминологии Шпенглера), «магическая» (византийско-арабская), западноевропейская («фаустовская», которая в отличие от цельной и гармоничной «аполлоновской» культуры проникнута скепсисом и рефлексией), южноамериканская культура майя.
Шпенглер показывает, что история это совокупность независимых друг от друга культур; Каждой культуре соответствует свой тип человека и своя судьба. Какими-либо причинами характер культур объяснить невозможно. Культуры рождаются, утверждают свою творческую мощь, после чего умирают, превращаясь в цивилизации. Шпенглер насчитывает восемь культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, Греко-Римская, Византийско-Арабская, Западно-Европейская, Майя. Западная культура - "Фаустовская" - умирает и своё место в исторической последовательности должна занять новая - Русско-Сибирская. Анализируя переход от культуры к цивилизации Шпенглер утверждает, что это переход от творческого созидания к окостенению, механической работе. Для Греко-Римской культуры, это была эпоха Эллинизма; для Западной Европы - XIX век, с которого начинается его деградация. цивилизация, как противоположность культуре, сравнивается Шпенглером с "мёртвой протяжённостью", "бездушным интеллектом", поэтому люди XX века должны избавиться от культурных претензий и заниматься голым "техницизмом" и "интеллектуализмом".
26. А.Тойнби о закономерностях истории культуры.
Арнольд Тойнби (1889-1975, англ. историк и социолог) под влиянием Шпенглера попытался переосмыслить всё общественное развитие человечества ("Исследование истории", 1934-1961). Он показывает, что история человечества - совокупность отдельных несвязанных и связанных между собой цивилизаций. Каждая проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Движущее начало цивилизации - "творческое меньшинство", которое ведёт за собой "инертное большинство". Специфика цивилизации определяется своеобразием "исторических вызовов" и ответов на них "меньшинства". Иногда "меньшинство" не в состоянии решить очередную социально-историческую проблему и навязывает свою власть силой, а не авторитетом, становясь господствующим меньшинством - наступает надлом, возникает классовая борьба, приводящая к гибели. Анализируя преемственные цивилизации, Тойнби приходит к выводу, что средством связи выступает религия, оказываясь одной из самых серьёзных проблем человечества.
. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов. В осознании этого фундаментального обстоятельства и состоит непреходящее значение концепции Тойнби.
- 2. Структура культурологии.
- 3. Методы культурологии.
- 4. Определение культуры, их общность и различия.
- 5. Культура и цивилизация.
- 6. Культура в системе бытия. Культура и природа.
- 7. Культура в системе бытия. Культура и общество.
- 9. Культура и духовное бытие человека.
- 10. Культура как совокупность ценностей и норм.
- 11. Культура и личность.
- 13. Культура и миф.
- 1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
- 14. Античная культура.
- 15. Культура западноевропейского средневековья.
- 17. Западноевропейская культура Нового времени.
- 18. Современная культура: проблемы и противоречия.
- 19. Русская культура: специфические черты и особенности.
- Специфика российской культуры
- 20. И.Г.Гердер - культуролог эпохи Просвещения.
- 21. Эволюционизм э.Тейлора.
- 22. Философия культуры Гегеля.
- 23. Философия культуры Маркса.
- Марксистская культурология
- 24. Ницше о кризисе европейской культуры.
- 25. "Морфология культуры" Шпенглера.
- 27. Психоаналитическая концепция культуры Фрейда.
- 28. Гуманистический психоанализ Фромма.
- 29. "Архетипы" культуры в концепции Юнга.
- 30. Игровая теория культуры Хейзинги.
- 31. Экзистенциализм XX века о трагических коллизиях человека и культуры.
- 32. А.Швейцер: "благоговение перед жизнью".
- 33. Постмодернизм в культурологии (м.Фуко, ж. Делез. У. Эко).
- 34. "Славянофилы" и "западники" XIX века о путях развития русской культуры.
- 35. Теория культурно-историчеких типов н.Я. Данилевского.
- 36. Проблема человека и культуры в русской религиозной философии (Бердяев, и. Ильин, с. Франк).
- 37. М.Бахтин: культура как диалог.
- 38. Лихачев: особенности культурологических воззрений.
- 39. Лихачев о судьбах России и русской культуры.
- 40. Лихачев и проблема русской интеллигенции.