4. Определение культуры, их общность и различия.
Определение Шора:
Культура – это предельная общность всех основных слоев исторического процесса (экономических, соц.полит., идеологических, научных, моральных, филосовских, религиозных и т.д.).
Филлер А.Я.: Культура – это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
Культура – есть мера присутствия человеческого начала во всех пластах бытия: духовном, психическом, эстетическом, физическом.
-----------------------------------------------------------------------------------------***
Культура - это в первую очередь мир окружающих нас вещей, несущих на себе
отпечаток человеческого труда, ума и желаний. Культура — это мир удовлетворенных и
еще не удовлетворенных, проецируемых вовне человеческих потребностей и желаний.
Вовне - прежде всего на природу или на уже преобразованную природу, существующую в
окультуренной форме, или даже на рафинированные предметы культуры, которые
должны быть вовлечены в какую-то иную систему культуры.
В любом случае культура есть обработанная, «окультивированная» природа, а
окружающие нас вещи — мир «оживших предметов», начиная с бытового окружения и
завершая бесценными шедеврами, созданными человеком. Обращение к вопросу о
сущности культуры должно показать то, чем отличается человеческий мир. культуры от
самопроизводящей себя природы. Каковы те механизмы, которые позволяют воспри-
нимать культуру как целостную систему?
Наши попытки воссоздать культурный смысл окружающей нас «второй природы»,
не оставаясь на уровне утилитарного пользования отдельными предметами культуры,
позволят перейти от явления к сущности. Познание сущности культуры - это
непрестанное углубление наших знаний о подлинной реальности культуры, механизме ее
функционирования. Представляя культуру как человеческий мир, как очеловеченную
природу и признавая общественную активность человека, мы можем сделать вывод, что
культуру необходимо рассматривать как наиболее универсальную форму человеческой
деятельности и в духовной, и в материальной сфере. Духовная культура, так же как и
материальная, - это то, что создано человеком. Но созданные человеческим трудом (в
тяжких духовных и нравственных исканиях художника, писателя, ученого, артиста)
произведения духовной культуры не имеют утилитарного назначения. Они направлены на
формирование в человеке высоких этических и эстетических идеалов, художественного
вкуса и интеллектуальных потребностей. Истина, добро и красота объединяют основные
сферы духовной культуры - науку, искусство, нравственность.
Различные определения характеризуют различные сферы культуры:
• . предметный мир культуры, включающий все произведенное
человеком. Главные сферы — материальная культура (все произведенное
материальным трудом), духовная культура («высшее» создание человека -
произведения науки, искусства, литературы, религия, философия и т.д.);
• . сам человек и степень его «окультуренности», достигнутая
индивидом и обществом и характеризующаяся наличием определенных
профессиональных слоев, групп, институтов (жрецы и писцы в древних цивилизациях, ремесленные цеха и гильдии в средневековой Европе, европейские университеты);
• . «заученное поведение», «комплекс образцов поведения»,
«совокупность образцов, определяющих жизнь». Здесь мы имеем дело не со
статическим, так сказать, описанием человека и не с результатами его
деятельности, а с самой деятельностью. В этом случае мы говорим не об ученом, а
о науке, ее формах, например не о средневековом ученом, а средневековом
университете.
Следовательно, определяя сущность культуры, можно выделить три основные
сферы. Во-первых, это предметы материальной и духовной деятельности человека. В них нашли свое воплощение особенности человеческой деятельности в различных типах
культуры, типах человеческого общества, на определенных этапах его исторического
развития. Во-вторых, это субъекты, творцы и носители культуры. Здесь культурология
опирается на этнографические описания, этнологию (учение о народе — этносе), на
социологические измерения общества. Однако в отличие от социально-философского рас-
смотрения общества культуролог доводит свое исследование до социально психологического уровня, выделяя национальный характер народа, менталитет
(особенности мышления), нравственность. В-третьих, это институциональные связи,
институты, которые переводят субъективную деятельность индивидов в объективный план: не только то, «что» производит этнос, и не только «кто» производит, а каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса, а главное - «как» производят. И это «как» характеризует прежде всего способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению. Следовательно, культура характеризует обновляющееся бытие человека, а поскольку человек - это родовое существо и его жизнь невозможна без общества, то культура есть самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие родового человека. Весь мир человеческой культуры, как материальной, так и духовной, предстает живой и самообновляющейся субстанцией (субстанциональность духа, по Гегелю), основания которой — алгоритм, способы, характеристики трудовой, художественной, интеллектуальной деятельности человека.
Видимо, в этом плане культура — уровень отношений, сложившихся в коллективе, те
нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителя данного этноса и различных его социальных слоев. Культура предстает формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного (в первую очередь предметов производства) мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном, видение природы во всех этнических особенностях и колорите этого опыта.
Во взаимодействии человека с природой культура играет особую, не сводимую к
социальной роль. Социальная организация (технологический и экономический уровень развития) может быть одинаковой у различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи, традиции. Национальный мир - это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности. Таким образом, природа - это не только окружающие человека поля, леса, рощи, но и то, что человек получает при рождении, - от рода. Культура связывает человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических особенностях.
В этом изначальном культурном космосе находится человек, здесь формируются его
ценностные установки, способы ориентации, его вкусы и жизненные идеалы. Культурный фундамент, в котором вызревают архетипы (основные типы поведения, коренящиеся в глубинах психики), первоначально не выражен на понятийном уровне, он присутствует в массовой психологии и определяет всю человеческую деятельность, ее цель, средства и результат. Это исходное состояние коллективной (и соответственно индивидуальной) психики реализуется и преобразуется в способы освоения действительности. Таким образом, человек как носитель культуры наследует национальное достояние, опыт взаимодействия человека с природой. Другое дело, что такое освоение проявляется в процессе деятельного (а не пассивно-созерцательного) отношения к миру, усвоения
определенной роли в семье, в обществе. Сама деятельностная сфера может сохранять
национальный колорит или же приобретать массовый характер, поэтому мы и предложили различать сферу субъекта культуры и деятельностную сферу, через которую происходит перенесение культуры на результаты материальной и духовной деятельности.
Естественно, что в сохранении присущих этому образцу поведения ценностей,
регулирующих прежде всего отношения между людьми в обществе и семье, должна быть
определенная устойчивость. Последняя обеспечивается традициями в существовании и развитии культуры. Традиция - один из механизмов сакрализации (освящения) культурных ценностей. Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура — не только и не столько результат человеческой деятельности, сколько способ деятельности, способ человеческой жизни в целом. В этом смысле можно говорить об «окультуренности» человека в исторических формах его существования благодаря сохранению традиций, и, наоборот, разрыв культурных связей и традиций грозит крахом народной культуры. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с природой, что может
проявляться в наличии конкретных традиций: в традиционных ремесленных промыслах, в художественном творчестве.
- 2. Структура культурологии.
- 3. Методы культурологии.
- 4. Определение культуры, их общность и различия.
- 5. Культура и цивилизация.
- 6. Культура в системе бытия. Культура и природа.
- 7. Культура в системе бытия. Культура и общество.
- 9. Культура и духовное бытие человека.
- 10. Культура как совокупность ценностей и норм.
- 11. Культура и личность.
- 13. Культура и миф.
- 1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
- 14. Античная культура.
- 15. Культура западноевропейского средневековья.
- 17. Западноевропейская культура Нового времени.
- 18. Современная культура: проблемы и противоречия.
- 19. Русская культура: специфические черты и особенности.
- Специфика российской культуры
- 20. И.Г.Гердер - культуролог эпохи Просвещения.
- 21. Эволюционизм э.Тейлора.
- 22. Философия культуры Гегеля.
- 23. Философия культуры Маркса.
- Марксистская культурология
- 24. Ницше о кризисе европейской культуры.
- 25. "Морфология культуры" Шпенглера.
- 27. Психоаналитическая концепция культуры Фрейда.
- 28. Гуманистический психоанализ Фромма.
- 29. "Архетипы" культуры в концепции Юнга.
- 30. Игровая теория культуры Хейзинги.
- 31. Экзистенциализм XX века о трагических коллизиях человека и культуры.
- 32. А.Швейцер: "благоговение перед жизнью".
- 33. Постмодернизм в культурологии (м.Фуко, ж. Делез. У. Эко).
- 34. "Славянофилы" и "западники" XIX века о путях развития русской культуры.
- 35. Теория культурно-историчеких типов н.Я. Данилевского.
- 36. Проблема человека и культуры в русской религиозной философии (Бердяев, и. Ильин, с. Франк).
- 37. М.Бахтин: культура как диалог.
- 38. Лихачев: особенности культурологических воззрений.
- 39. Лихачев о судьбах России и русской культуры.
- 40. Лихачев и проблема русской интеллигенции.