logo
Kulturologia

2. Структура культурологии.

Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов:

1) история мировой и отечественной культуры;

2) история культурологических теорий;

3) философия культуры;

4) социология культуры;

5) антропология и психология культуры;

6) прикладная культурология.

Каждый из разделов имеет собственный объект исследования, от­личается спецификой анализа, методами и практическими рекомен­дациями, используемыми при разрешении конкретных проблем.

История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает бо­гатый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру че­ловечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, о судьбах великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, Рос­сии, Китая, Америки, Африки, Австралии и других регионов мира.

Для культурологии история культуры составляет фундамент тео­ретических концепций.

История культурологических учений изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях.

Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в те­чение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти те глав­ные причины и закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в Древней Греции, а также на Востоке во многих трактатах можно найти необычайно точные и глубокие суждения о культуре.

Как наука культурология формируется в XVIII в., и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер является одним из первых, кто за­ложил научные основы теории культуры. К изучению культуры обращались всемирно известные исследователи. Они стремились по­знать и объяснить культуру как целостное общественное явление.

Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе, выясняет соотноше­ние культуры и природы, культуры и цивилизации, роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает множественность языковых и символических форм культуры, историче­ское единство человечества и процесс взаимовлияния культур, гло­бальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении.

Философия культуры исследует диалектику и динамику куль­турных процессов, роль культурных контактов в изменении само­бытных культур, периоды подъема и кризисов, роль духовной элиты как импульса культурного развития, взаимодействие культуры и ци­вилизации, этноса и культуры, смену культурных парадигм и ценно­стей. В философском обосновании нуждается проблема периодиза­ции культурного развития человечества.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявля­ющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социаль­ных групп.

В социальной структуре общества выделяются группы различно­го уровня. Макрогруппы — это классы, слои, нации и этносы. Каж­дая из них отличается своими культурными особенностями, ценност­ными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют раз­личные субкультуры. Можно выделить общности по ряду призна­ков: возрастные субкультуры детей, молодежи, взрослых, старых; конфессиональные — в зависимости от вероисповеданий; профес­сиональные, в которых подчеркивается принадлежность к опреде­ленному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Возникновение групповых форм культу­ры возможно в политических партиях, движениях. Группы с откло­няющимся от нормы поведением также образуют свою структуру. Существуют субкультуры мафиозных и преступных группировок.

Антропология и психология культуры исследуют взаимоотно­шения человека и культуры, процессы становления духовного ми­ра личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Социально-культурная эволюция личности продолжа­ется на протяжении всей жизни, но при этом особую роль играют детство и молодость, когда закладываются основы ценностных пози­ций и интересов.

Культурная антропология выявляет «узловые» моменты социа­лизации, аккультурации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает адаптацию к культурной среде, к системам образования и воспитания, роль семьи, сверстников, поко­ления. Особенное внимание уделяется психологическому обоснова­нию таких универсальных понятий культуры, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.

Главным направлением является изучение процесса социализа­ции личности в условиях разных культур, влияния природной и куль­турной среды на духовный мир человека, особенностей националь­ного характера, взаимодействия экологии и этноса.

Психология культуры уделяет особое внимание взаимодействию естественно-биологических, энергетических и культурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состо­яний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, на­дежды; выяснению социальных и психологических механизмов твор­чества, одаренности; миру детства как ответственному периоду в осво­ении культуры.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объеди­нений по интересам; проведение массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реа­лизации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы органи­зации досуга.

Культурология — комплексная наука, основа для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.