35. Теория культурно-историчеких типов н.Я. Данилевского.
Данилевский опровергал идею линейного развития истории, считая, что история это взаимосвязь культурно-исторических типов или цивилизаций. Он выделяет около 10 цивилизаций. Он полагает, что культурно-исторический тип может достичь прогресса, если он будет развивать тот талант, ту первооснову, которая ему присуще изначально генетически. Т.к. например семитская цивилизация имеет талант в области религии. Греческая – талант в художественной области. Римская – в области политики. Западно-Европейский тип, по мнению Данилевского, имеет 2 таланта: политический и культурный, которые выразились в научной и промышленно-технической деятельности, а также в политическом искусстве. Славянский тип культуры, куда входит и Россия, имеет 4 таланта в области религии, культуры, политики и экономики, благодаря традиции общинности. Но Данилевский полагал, сто Российский тип культуры добьется прогресса, если он прекратит ориентацию на Европейскую политику.
В середине XIX века русский историк славянофил Станислав Данилевский создаёт новую историю культуры. Он различал десять культурно-исторических типов (Индийский, Китайский, Египетский, Древнесеметический, Еврейский, Иранский, Греческий, Римский, Аравийский (Новосеметический), Германо-Романский (Европейский), два Американских типа - Мексиканский и Перуанский, погибшие насильственной смертью. Данные типы вытеснили и сменили друг друга в истории. Для каждого характерны лингвистическая общность и почти все они исчерпали свои творческие возможности. Данилевский пишет: подобно живым организмам, типы в истории находятся в непрерывной борьбе друг с другом, проходя в развитии стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Данилевский поддерживал идею обособленных, локальных исторических типов. Взаимодействие между культурами он описывает сельскохозяйственными терминами: прополка, прививка, почвенные удобрения. Всегда можно найти ряд агрессивных типов, таков Западно-Европейский по отношению к славянским. Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории, Данилевский считал славянский тип, наиболее выраженный В Русской культуре. Свою концепцию Данилевский изложил в серии статей, вышедших сборником в 1869 году - "Россия и Европа".
- 2. Структура культурологии.
- 3. Методы культурологии.
- 4. Определение культуры, их общность и различия.
- 5. Культура и цивилизация.
- 6. Культура в системе бытия. Культура и природа.
- 7. Культура в системе бытия. Культура и общество.
- 9. Культура и духовное бытие человека.
- 10. Культура как совокупность ценностей и норм.
- 11. Культура и личность.
- 13. Культура и миф.
- 1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
- 14. Античная культура.
- 15. Культура западноевропейского средневековья.
- 17. Западноевропейская культура Нового времени.
- 18. Современная культура: проблемы и противоречия.
- 19. Русская культура: специфические черты и особенности.
- Специфика российской культуры
- 20. И.Г.Гердер - культуролог эпохи Просвещения.
- 21. Эволюционизм э.Тейлора.
- 22. Философия культуры Гегеля.
- 23. Философия культуры Маркса.
- Марксистская культурология
- 24. Ницше о кризисе европейской культуры.
- 25. "Морфология культуры" Шпенглера.
- 27. Психоаналитическая концепция культуры Фрейда.
- 28. Гуманистический психоанализ Фромма.
- 29. "Архетипы" культуры в концепции Юнга.
- 30. Игровая теория культуры Хейзинги.
- 31. Экзистенциализм XX века о трагических коллизиях человека и культуры.
- 32. А.Швейцер: "благоговение перед жизнью".
- 33. Постмодернизм в культурологии (м.Фуко, ж. Делез. У. Эко).
- 34. "Славянофилы" и "западники" XIX века о путях развития русской культуры.
- 35. Теория культурно-историчеких типов н.Я. Данилевского.
- 36. Проблема человека и культуры в русской религиозной философии (Бердяев, и. Ильин, с. Франк).
- 37. М.Бахтин: культура как диалог.
- 38. Лихачев: особенности культурологических воззрений.
- 39. Лихачев о судьбах России и русской культуры.
- 40. Лихачев и проблема русской интеллигенции.