logo
Kulturologia

36. Проблема человека и культуры в русской религиозной философии (Бердяев, и. Ильин, с. Франк).

Бердяев связывал культуру с религиозным началом, культом. Его концепция культуры носит теологический характер. Человек представлен в его концепции страдающим и ищущим смысл жизни существом, и найти смысл жизни он может только через приобщение к высшим ценностям. Культура возникла из культа, и носит символический характер. Культура, по мнению Бердяева явл. благородным феноменом, т.к. она не только связана с религией, но и явл. хранительницей ценного культурного наследия прошлого. Она хранит придание, летописи, памятники. Культуру Бердяев наз. аристократичной, ее создает элита. Для культуры необходим принцип качественного неравенства. По мнению Бердяева, если иссекают аристократичные истоки культуры, то культура умирает. В развитии культуры действуют следующие 2 начала: консервативное, оно заключается в сохранении лучших традиций прошлого; творческое, устремлено не в прошлое, а в будущее и отвечает за созидание новых культурных ценностей. Бердяев в истории человечества выделяет 4 основные периода: 1 – варварство; 2 – культура; 3 – цивилизация; 4 – религиозное преображение. Выход из кризиса, оздоровление культуры, Бердяев видел в необходимости народного покаяния и религиозного преображения личности в жизни культуры.

Основные положения христианской культуры по Ильину. Культура есть явление внут­реннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинст­венной целесообразности. Этим она отличается от цивили­зации, которая может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т.д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка. Из этого одного различения ясно, какое исключительное значение имело в истории культуры христианство. Оно внесло в культуру человечества некий новый, благодатный дух, тот дух, который должен был оживить и оживил самую субстанцию культуры, ее подлинное естество, ее живую душу. Этот дух должны были принять люди, чтобы стать христианами; именно этот дух необходим и ныне христианам для того, чтобы творить христианскую культуру.

Ильин утверждает, что творить христианскую культуру - это значит раскрыть глубину своего сердца для Христова Духа и из него обратиться к созер­цающему восприятию Бога и Божьего мира, а также к свободным и ответственным волевым деяниям в плане Божьего Дела на земле. Ибо так созерцающему и дейст­вующему человеку дано внести христианский дух во все, что бы он ни начал делать: в науку, в искусство, в семейную жизнь, в воспитание, в политику, в службу, в труд, в общественную жизнь и в хозяйствование.