30. Игровая теория культуры Хейзинги.
Голландский культуролог Хейзинга создал оригинальную концепцию культуры, в основе которой - анализ значения игры в генезисе мировой культуры. В своей знаменитой работе "Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры" он пишет: " Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра".
Игра находится не только у истоков возникновения искусства, считает Хейзинга, она выступает основанием всей культуры. Именно игра является критерием оценки разнородных феноменов культуры - права, науки, религии, философии.
Культуроформирующая функция игры вытекает из характера самой деятельности человека. Человек, по мнению Хейзинга, с начала своего рождения есть "существо играющее". В ходе преобразования материального мира человек в сознании "проигрывает" собственную деятельность. Огромна роль игры в зарождении поэзии, музыки, " поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой" *. Общественно- политические идеалы, по мнению Хейзинги, также связаны с игрой, поскольку в них всегда присутствует цель как воображаемая мечта, они нередко содержат утопические идеи. Таким образом, во всех многообразных культурных явлениях Хейзинга усматривает игровой элемент. (Анализируя культуру Возрождения, он указывает, что целые эпохи культуры "играют" в реализацию провозглашаемых целей).
Функция именно игры как основы культуры определяется Хейзингой спецификой самой игры. С его точки зрения, игре присущи следующие характеристики: во-первых, это свободная, "несерьезная" деятельность, во-вторых, она - фантазия, прямо не связанная с действительностью, в ней нет прагматической цели, игра находится вне будничной действительности, наконец, игра "играется" по правилам ( поэтому она учит человека следовать определенным нормам и в своей обыденной жизни, укрощать свои инстинкты).
Итак, культура, в понимании Хейзинги, первоначально возникает в форме игры, но по мере развития человеческой истории игровой элемент видоизменяется, игровая природа остается лишь в поэзии, праве, формах политической жизни. Ослабление игрового начала, по мнению голландского культуролога, началось в 18 в, когда возобладали прагматизм и рационализм.
С этого времени, считает Хейзинга, стал нарастать кризис культуры, который достиг своей наивысшей отметки в 20 веке. Современный человек уже не знает игру как культуросозидающую деятельность. Избыточное присутствие разного рода игр в индустрии развлечений массовой культуры, по мнению Хейзинги, как раз и является свидетельством утраты игры, как основы культуры. Ответа на вопрос, каковы же пути выхода современной культуры из кризиса голландский культуролог не дает. Хотя, исходя из его концепции культуры, выход из кризиса может быть один - усиление игрового элемента в культуре, осознание культурой себя как Игры.
- 2. Структура культурологии.
- 3. Методы культурологии.
- 4. Определение культуры, их общность и различия.
- 5. Культура и цивилизация.
- 6. Культура в системе бытия. Культура и природа.
- 7. Культура в системе бытия. Культура и общество.
- 9. Культура и духовное бытие человека.
- 10. Культура как совокупность ценностей и норм.
- 11. Культура и личность.
- 13. Культура и миф.
- 1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
- 14. Античная культура.
- 15. Культура западноевропейского средневековья.
- 17. Западноевропейская культура Нового времени.
- 18. Современная культура: проблемы и противоречия.
- 19. Русская культура: специфические черты и особенности.
- Специфика российской культуры
- 20. И.Г.Гердер - культуролог эпохи Просвещения.
- 21. Эволюционизм э.Тейлора.
- 22. Философия культуры Гегеля.
- 23. Философия культуры Маркса.
- Марксистская культурология
- 24. Ницше о кризисе европейской культуры.
- 25. "Морфология культуры" Шпенглера.
- 27. Психоаналитическая концепция культуры Фрейда.
- 28. Гуманистический психоанализ Фромма.
- 29. "Архетипы" культуры в концепции Юнга.
- 30. Игровая теория культуры Хейзинги.
- 31. Экзистенциализм XX века о трагических коллизиях человека и культуры.
- 32. А.Швейцер: "благоговение перед жизнью".
- 33. Постмодернизм в культурологии (м.Фуко, ж. Делез. У. Эко).
- 34. "Славянофилы" и "западники" XIX века о путях развития русской культуры.
- 35. Теория культурно-историчеких типов н.Я. Данилевского.
- 36. Проблема человека и культуры в русской религиозной философии (Бердяев, и. Ильин, с. Франк).
- 37. М.Бахтин: культура как диалог.
- 38. Лихачев: особенности культурологических воззрений.
- 39. Лихачев о судьбах России и русской культуры.
- 40. Лихачев и проблема русской интеллигенции.