Управление качеством
Еще одной самостоятельной областью исследований стала концепция управления качеством продукции. Кроме статистического анализа здесь широко применяются анкетирование и интервью. Прежде считалось, что качеством должно заниматься специальное подразделение и более никто. Но в ведущих фирмах мира на достижение высокого качества нацелены все службы предприятия. Ключевую роль в повышении качества играют требования покупателей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей. Специальные исследования показывают, что в плохо работающих компаниях на исправление брака может уходить до 60% времени, в нормально функционирующих фирмах — не более 20%, а в лучших — менее 5% либо вообще не тратится время на исправление ошибок своих коллег.
Повышение качества продукции сегодня становится стратегическим ресурсом и решающим фактором сохранения и повышения конкурентоспособности компании. Специалисты говорят о зарождении новой управленческой дисциплины, которая может или должна внести принципиальные изменения в существующую систему менеджмента. Это достаточно широкое явление, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций.
Япония стала родоначальницей новой методологии деятельности предприятия. Согласно эти методологическим принципам, именно качество, а не что-либо иное (например, объем выпускаемой продукции) выступает сутью производственного процесса. Значит, качество как бы «растекается» по всей технологической цепочке, а не сосредотачивается на конечных стадиях. Для этого качество должно быть формализовано и выражено при помощи количественных показателей. Высокое качество достигается только в результате каждодневных мини-усовершенствований производственной деятельности, а не одноразовых кампаний, специальных мер или государственного контроля.
В связи с такой переориентацией категории качества продукции прибавляется задач менеджеру. Теперь уже не просто высокая технология гарантирует подобающее качество. Его гарантирует весь персонал. Он должен иначе быть обучен, иначе взаимодействовать, иначе строить отношения с заказчиками, поставщиками, клиентами. Человеческие ресурсы приобретают стратегическое значение, они становятся все более важным измерителем экономического успеха компании.
Традиционно менеджеры относились к повышению качества всего лишь как к одному из рядовых моментов управления, не придавая ему приоритетного значения. Институт стратегического планирования при Кембриджском университете провел исследование 1200 американских фирм. Оказалось, что норма прибыли на инвестированный капитал составила в фирмах, выпускающих продукцию низкого качества, 13%; высокого качества — 30%. Потребителей прежде всего интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические качества продукции [126,с. 33—38].
Сейчас все больше говорят о необходимости системы тотального контроля качества в компании. Создание такого контроля, благодаря которому усиливается воздействие запросов потребителей на качество продукции, входит в число критериев, определяющих квалификацию менеджеров. Соответственно пересматривается и определение эффективного управления. В число главных показателей входит ориентация на стратегическое планирование, которое способно увязать качество продукции с реальными запросами потребителей и создать условия, при которых продукция реализуется по ценам, отвечающим спросу покупателей. При этом компания никак не должна страдать. Напротив, производительность труда должна расти, а накладные расходы — снижаться.
Традиционное управление качеством — система мер, которые позволяют создавать продукцию, удовлетворяющую запросы потребителя. Она ограничивалась рамками предприятия, хотя и захватывала весь его персонал. Кружки качества — типичная черта обычного управления качеством. Япония уже миновала эту стадию и все больше переходит к следующей. Она называется тотальным контролем качества. Новая система выходит за рамки предприятия и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание и т. д. При этом прежняя система контроля качества не устраняется, она еще больше углубляется и систематизируется.
Бывшие социалистические страны, пожелавшие внедрить у себя маркетинг (в частности Югославия и Венгрия) и активно выходившие на международный рынок, начинали с локальных задач. Они лишь успели создать на предприятиях службы маркетинга и в них сосредоточили все функции по управлению качеством продукции. Другие страны, например, Советский Союз, не вступили и на эту фазу развития. Здесь еще только ищут пути и возможности использовать зарубежный опыт. В то время как западные страны перешли уже на третью стадию — включение в управление качеством всех подразделений предприятия. Это гораздо более высокий уровень развития и более эффективный менеджмент. Наконец, это качественно иное содержание задач менеджмента.
- Проблема периодизации истории практики менеджмента (Фалмер). «Управленческие революции» по а.И. Кравченко и р. Ходжеттсу.
- Первая управленческая революция: религиозно-коммерческая
- Деловые отношения и письменность
- Вторая управленческая революция: светско-административная
- 1. Светской манеры управления;
- 2. Возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей;
- 3. В зарождении основ лидерского стиля и методов мотивации поведения. Третья управленческая революция: производственно-строительная
- 1. Строительная деятельность и разработка технически сложных проектов,
- 2. Эффективные методы управления и
- 3. Методы контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте.
- Четвертая управленческая революция
- Профессионализация менеджера
- Специализация менеджера
- Корпоративный менеджмент
- Пятая управленческая революция
- Вытеснение капиталиста
- Зарождение теории менеджерской революции
- Усиление и господство бюрократии
- Менеджеры как социальный класс
- Отделение собственности от контроля
- Менеджмент-бум
- Грядет ди новая управленческая революция?
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 1
- 2. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
- 2.1. Управленческие идеи и практика: Греция
- Децентрализация общественной и хозяйственной жизни.
- Ойкономия — управление хозяйством
- Частная собственность и демократия.
- Поиск универсальных методов управления государством и хозяйственной организацией.
- 2.1. Управленческие идеи и практика: Рим
- 2.2.1. Предпринимательское начало в обществе.
- 2.2.2. Создание новой отрасли хозяйства - работорговли.
- Государственное регулирование экономической жизни.
- Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.
- Управленческие идеи и практика: Средневековая Европа.
- Теория лидерства Николо Макиавелли
- Страсть к приобретеним и страх потерять
- Победителей не судят
- Воля к власти
- Свобода — всего лишь желание не быть угнетенным
- Толпа идет за видимостью успеха
- Страх и любовь
- Честный ошибается чаще
- Руководитель не должен быть щедрым
- Полезнее держать в страхе
- Быть щедрым — значит быть зависимым
- Вознаграждай постепенно, наказывай сразу
- Качества льва и свойства лисицы
- Зависть порождает врагов, напористость — сторонников
- Личности и безликости
- Принцип относительности
- Относительность н принцип разграничения
- Кругооборот форм управления
- Принцип принятия решений
- Значение идей Макиавелли
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 2
- 3. Основоположники «научного менеджмента»
- Развитие теоретических воззрений
- Социально-экономические предпосылки
- Манчестер — центр менеджмента
- Плеяда великих англичан
- Эксперимент Болтина и Уатта
- Р.Оуэн — прагматик и утопист
- Эксперимент в Нью-Ленарке
- Крах Оуэна-социалиста
- Причины взлета и падения
- Значение идей р.Оуэна
- Подготовительный этап
- Последователи «ранних менеджеров»
- «Научный менеджмент»
- Центр менеджмента перемещается в Америку
- Старая фабричная система
- Филадельфия — новый центр менеджмента
- Общество инженеров-механиков
- Биография ф.Тейлора
- Лидеры движения «научный менеджмент»
- Ф.Джилбретт
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 3
- Зарождение менеджмента в россии и его развитие в ссср
- Дореволюционный период
- Постреволюционный период
- Тектология а.Богданова
- Язык науки — язык эпохи
- «Индустриальная утопия» о.Ерманского
- На стыке разных методологий
- Концепция нот а.Ф.Журавского
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 4
- 5. Культура труда и управления а. Гастева
- Жизнедеятельность а. Гастева
- Концепция культурных установок
- Трудовое обучение
- Культура труда
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 5
- Конкретный пример. Памятка-правила
- 6. Современный менеджмент
- Стратегическое планирование
- Маркетинг
- Управление качеством
- Логистика
- Управление проектом и управление затратами
- Новые области менеджмента
- Управление персоналом и требования к менеджеру
- Вопросы для самоконтроля/ Тема 6
- Литература: