logo search
Menedgment organizacii

Дисциплины специализации «Гостиничный и туристический бизнес» Менеджмент туризма

Основные понятия и управленческие категории туризма. Определе­ние туризма. Классификация туризма. Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ». Понятия «турист», «экскурсант», «путеше­ственник». Типы туристов. Понятия «туристский рынок», «туристский спрос», «туристское предложение».

Туристские ресурсы и туристский интерес. Характеристика понятий ту­ристский ресурс, туристский интерес, туристское впечатление. Виды турист­ских ресурсов: природно-климатические, социально-культурные, историче­ские, архитектурные, археологические, научные, промышленные, зрелищные, культовые и пр. Туристские ресурсы Саратовской области и перспективы их рационального использования.

Классификация туризма. Типы туризма: внутренний, въездной, выезд­ной, международный и национальный туризм. Различные виды классифика­ции туризма: по целям путешествия, по составу и количеству участников, по степени организации путешествия, по виду используемого транспорта, по признаку финансирования, по степени активности туристов и др. Специализированные виды туризма: приключенческий, экстремальный, экологический, этнический и др. и их особенности. Наиболее перспективные направления туризма в Саратовской области.

Туристская политика государства и региона. Понятие «туристская по­литика государства». Туристская стратегия и тактика. Федеральные програм­мы по развитию туризма в России. Концепция и Программа развития туризма в Саратовской области. Лицензирование туристской деятельности.

Туристская индустрия. Туристская индустрия как самостоятельный хозяй­ственный комплекс и ее составляющие. Организаторы туризма: туроперато­ры и турагенты. Цели и задачи туроператоров и турагентов на туристском рынке. Характеристика туристской индустрии Саратовской области: пробле­мы и перспективы.

Организация туристских путешествий. Понятия «тур», «транстур», «маршрут». Туристская путевка и туристский ваучер. Классификация типов туристских маршрутов по признакам: сезонность действия, построение трассы маршрута, продолжительность путешествия.

Туристский продукт, этапы его разработки и реализации, Соответ­ствие состава туристского продукта требованиям потребителей. Порядок раз­работки туристского продукта: изучение спроса потребителей, определение видов, форм и элементов туристского продукта, периодичности его представ­ления; разработка вербальной модели тура; оценка экономической эффек­тивности и целесообразности разработки туристского продукта. Процесс раз­работки туристского продукта и внедрения его в практику.

Система управления туризмом. Понятие системы управления туриз­мом. Воздействие экономики на туризм. Влияние состояния экологии на ту­ризм. Социальная сфера как внешняя среда туризма. Влияние политики на развитие туризма. Технологии, обеспечивающие развитие туризма.

Туристские регионы, организации, предприятия. Туристские регионы и сфера их деятельности. Виды туристских организаций. Классификация ту­ристских предприятий.

Структура управления туризмом. Понятие структуры управления туриз­мом. Типы организационных структур.

Функции, принципы и методы менеджмента в туризме.

Стиль руководства турфирмой. Понятие и характеристика основных стилей руководства и их особенности применения в туристской сфере. До­полнительные стили управления и специфика их реализации в туризме.

Личностные качества и квалификационные требования к менеджеру ту­ризма. Власть и личное влияние менеджера. Авторитет менеджера. Квалифи­кационные требования к менеджеру туризма.

Управленческие решения в туризме. Содержание и виды управленче­ских решений в туризме. Процесс принятия решений. Методы принятия реше­ний в туризме. Индивидуальные стили принятия решений. Условия эффектив­ности управленческих решений туристической сферы. Организация и контроль за исполнением решений на предприятиях туризма.

Управление персоналом турфирмы. Планирование потребности в персо­нале. Основные требования при подборе персонала турфирмы. Подбор персо­нала. Специфические методы оценки персонала турфирмы. Экспертная оценка персонала. Прием на работу. Повышение квалификации туристского персона­ла.

Значение делового общения в туристской отрасли. Типы и формы обще­ния. Основные принципы Организация общения.

Культура управления в туризме. Понятие культуры управления. Этика руко­водителя.

Управление конфликтными ситуациями и стрессами. Природа кон­фликта. Типы конфликтов. Основные конфликты в туризме их причины и ме­тоды разрешения. Природа и причины стрессов в туризме и способы их предотвращения.