logo
Menedgment organizacii

Стратегии конкурентоспособности предприятия

Конкуренция на рынке – способ осуществления экономических интере­сов субъектов рынка. Типы рыночных ситуаций и стратегии деятельности предприятий. Конкуренция, монополия, государство – взаимообусловлен­ность и проблемы взаимодействия. Абсолютизация государственной монопо­лии в СССР. Три монопольных права. Диверсификация производства и капи­тала и монополия. Роль вертикально-интегрированных ФПГ в макроэкономи­ческом регулировании конкурентоспособности.

Конкурентоспособность и национальная безопасность. Конкурентное преимущество. "Национальный ромб" М. Портера. Факторы конкурентного преимущества. Детерминанты конкурентного преимущества предприятия. Профиль "способностей" и конкурентный профиль И. Ансоффа. Два типа конкурентных преимуществ.

Жизненный цикл конкурентного преимущества предприятия. Макро-, мезо- и микроконкурентоспособность и ее объекты. Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции: сущность, содержание, взаимозависимость. Взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и про­дукции с категориями потребительной стоимости, полезности, качества про­дукции и др.

Типы конкурентных стратегий использования конкурентного преимуще­ства. Конкурентный профиль предприятия И. Ансоффа.

Сущность факторов конкурентоспособности предприятия. "Многоуголь­ник конкурентоспособности" А. Оливье, А. Дайана и Р. Урсе. Классификация факторов конкурентоспособности предприятия И.Н. Герчиковой, О.К. Филатова, В. Петрова. Теория "ключевых факторов успеха" А. Томпсона и А. Стрикленда. Теория факторов конкурентоспособности М. Портера. Основные и развитые факторы конкурентоспособности. Общие и специфические факторы конкурентоспособности. Макро-, мезо- и микроуровневые факторы конкурентоспособности.

Причины возникновения резервов конкурентоспособности предприятия. Сущность резервов конкурентоспособности предприятия. Резервы конкурен­тоспособности как потери и как новые возможности.

Содержание основных групп резервов конкурентоспособности.

Методы и подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. Осо­бенности анализа конкурентоспособности предприятия.

Мировая практика оценки конкурентоспособности предприятия консал­тинговыми фирмами.

Метод "развертывания функций качества". Метод "применения систем качества". Метод "конкурентного маркетинга".

Бенчмаркинг как метод оценки уровня конкурентоспособности. Сущ­ность, сферы применения и особенности бенчмаркинга. Принципы бенчмар­кинга. Виды бенчмаркинга и их содержание.

Особенности отечественного опыта оценки конкурентоспособности предприятий. Методики оценки конкурентоспособности продукции промыш­ленных предприятий.

Система показателей конкурентоспособности предприятия. Методика рейтинговой оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Тенденция изменения методов государственного регулирования конку­рентоспособности в России.

Экономические методы регулирования конкурентоспособности предприя­тия. Амортизационная политика. Инвестиционная политика. Нало­говая и инвестиционная политика. Финансово-таможенное регулирование. Страховое регулирование. Национальные программы повышения конкуренто­способности.

Административные методы регулирования конкурентоспособности. Со­став административных методов. Демонополизация экономики и обеспечение конкурентоспособности предприятий. Содержание антимонопольных актов США. Опыт Европейского Сообщества по антимонопольному регулирова­нию. Основные направления эффективности антимонопольного регулирова­ния конкурентоспособности в стране.