Введение
Программа комплексного государственного экзамена предназначена для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» специализации «Производственный менеджмент», «Управление качеством», «Инвестиционный менеджмент», «Управление культурой», «Менеджмент рекламного дела», «Гостиничный и туристический бизнес») в целях подготовки к сдаче комплексного государственного экзамена, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку студентов к решению профессиональных задач, готовность их к основным видам профессиональной деятельности и проверке знаний. Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, предусмотренным в рабочем учебном плане, который разработан с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности. В соответствии с содержанием программы студент должен сделать акцент на углубленное знание учебных дисциплин: «Основы менеджмента», «Теория организации», «Управленческие решения», «Исследование систем управления», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент», «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», «Управление качеством», «Логистика», «Теория рекламы», «Эстетика, семиотика и стилистика рекламы», «Рекламный менеджмент», «Социальная реклама», «Психология рекламы», «Менеджмент туризма», «Экономика туризма», «Гостиничный бизнес», «Основы туристической деятельности», «Гостиничное и ресторанное хозяйство», «Основы туранимации», «Страхование в сфере туризма», «Безопасность туризма» и других, определяющих конкретную область будущей профессиональной деятельности, установить их взаимосвязь в целостной системе знаний, приобретенных в университете.
В процессе подготовки к комплексному государственному экзамену по данной специальности студент вырабатывает собственную точку зрения на особенности менеджмента на предприятиях и в организациях различных сфер деятельности. При проверке знаний членами государственной экзаменационной комиссии по специальности 080507.65 студент должен показать высокий уровень теоретической подготовки, умение использовать их в основных видах профессиональной деятельности: управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, инновационной, методической, консультационной, образовательной.
Содержание программы
Общепрофессиональные и специальные
учебные дисциплины1
Основы менеджмента
Понятие менеджмента и его содержание. Менеджмент как вид деятельности и как система управления. Элементы системы менеджмента и их взаимодействие. Организационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом. Методология изучения менеджмента.
Организационное и социально-психологическое содержание функций менеджмента. Состав функций менеджмента. Стратегическое планирование и разработка программ. Тактическое планирование. Организационная деятельность. Мотивация деятельности. Регулирование и контроль.
Формы организации менеджмента. Понятие, сущность и основные черты организации. Организация как субъект и объект, условия и результат управления. Структура организации. Сущность и виды структурного деления. Принципы структуризации. Типы организаций по взаимодействию структурных подразделений. Традиционная организация. Дивизионная (отделенческая) организация. Проектная организация. Матричные организации.
Инфраструктура менеджмента. Организация как часть большой системы. Внешняя среда организации и ее основные характеристики. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой. Характеристики и условия эффективного применения механистических и органических организаций. Внешняя среда и менеджмент. Прямое воздействие внешней среды на менеджмент. Косвенное воздействие внешней среды на менеджмент.
Организационно-экономические характеристики менеджмента. Полномочия и ответственность. Виды полномочий. Линейные полномочия. Штабные (аппаратные) полномочия. Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями. Делегирование полномочий. Факторы, определяющие степень децентрализации полномочий. Ответственность в контексте делегирования полномочий.
Человек в организации. Организационная среда и организационное окружение. Модель взаимодействий человека и организационного окружения. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации. Восприятие человека окружением. Поведение человека в организации. Критериальная основа поведения человека в организации. Природа и суть конфликтов. Типология конфликтов. Причины конфликтов. Регулирование конфликтных ситуаций в системе менеджмента. Обучение и модификация поведения человека. Компенсация. Типы и формы компенсаций.
Руководство и лидерство в менеджменте. Природа руководства и лидерства. Цель лидерства. Функции руководства и лидерства. Делегирование полномочий как средство руководства и лидерства. Поведение и стили лидеров. Формирование поведения лидеров. Лидерство и управление.
Коммуникации в менеджменте. Определение коммуникаций. Цели коммуникаций. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Вертикальные, горизонтальные и диагональные коммуникации. Руководитель и коммуникации. Невербальная коммуникация.
Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Развитие управления в России. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.
- Министерство образования и науки рф
- Программа комплексного государственного экзамена
- 080507.65 «Менеджмент организации»
- Содержание
- Содержание программы
- Введение
- Библиографический список:
- Теория организации
- Библиографический список:
- Управленческие решения
- Библиографический список:
- Исследование систем управления
- Библиографический список:
- Организационное поведение
- Библиографический список:
- Управление персоналом
- Библиографический список:
- Инновационный менеджмент
- Библиографический список:
- Маркетинг
- Библиографический список:
- Стратегический менеджмент
- Библиографический список:
- Управление качеством
- Библиографический список:
- Логистика
- Библиографический список:
- Антикризисное управление
- Библиографический список:
- Дисциплины специализации «Производственный менеджмент» Производственный менеджмент
- Библиографический список:
- Экономика организаций (предприятий)
- Библиографический список:
- Менеджмент акционерных обществ и малых предприятий
- Библиографический список:
- Управление рисками на предприятии
- Библиографический список:
- Экономика недвижимости
- Библиографический список:
- Инвестиционный менеджмент
- Библиографический список:
- Основы бизнес-планирования
- Библиографический список:
- Управление изменениями
- Библиографический список:
- Сравнительный менеджмент
- Библиографический список:
- Сертификация систем менеджмента качества
- Библиографический список:
- Стратегии конкурентоспособности предприятия
- Библиографический список:
- Экономика организаций (предприятий)
- Библиографический список:
- Управление рисками на предприятии
- Библиографический список:
- Основы бизнес-планирования
- Библиографический список:
- Дисциплины специализации «инвестиционный менеджмент» Инвестиционный менеджмент
- Библиографический список:
- Венчурное инвестирование
- Библиографический список:
- Экономика организаций (предприятий)
- Библиографический список:
- Управление рисками в инвестиционной деятельности
- Библиографический список:
- Экономика и управление имуществом
- Библиографический список:
- Основы бизнес-планирования
- Библиографический список:
- Управление изменениями
- Библиографический список:
- Сравнительный менеджмент
- Библиографический список:
- Фирменный стиль в управлении культурой
- Библиографический список:
- Экономика культуры
- Библиографический список:
- Выставочное дело
- Библиографический список:
- Театрально-концертное дело
- Библиографический список:
- Дисциплины специализации «менеджмент рекламного дела» Теория рекламы
- Библиографический список:
- Эстетика, семиотика и стилистика рекламы
- Библиографический список:
- Рекламный менеджмент
- Библиографический список:
- Социальная реклама
- Библиографический список:
- Психология рекламы
- Библиографический список:
- Дисциплины специализации «Гостиничный и туристический бизнес» Менеджмент туризма
- Библиографический список:
- Экономика туризма
- Библиографический список:
- Гостиничный бизнес
- Библиографический список:
- Гостиничное и ресторанное хозяйство
- Библиографический список:
- Музейное дело
- Библиографический список:
- Страхование в сфере туризма
- Библиографический список:
- Безопасность туризма
- Библиографический список:
- Форма проведения и критерии оценки экзамена