logo
Menedgment organizacii

Введение

Программа комплексного государственного экзамена предназначена для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» специализации «Производственный менеджмент», «Управление качеством», «Инвестиционный менеджмент», «Управление культурой», «Менеджмент рекламного дела», «Гостиничный и туристический бизнес») в целях под­готовки к сдаче комплексного государственного экзамена, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку студентов к решению профессиональных задач, готовность их к основным видам профессиональной деятельности и проверке знаний. Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессио­нальной и специальной подготовки, предусмотренным в рабочем учебном плане, который разработан с учетом требований государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования по данной спе­циальности. В соответствии с содержанием программы студент должен сде­лать акцент на углубленное знание учебных дисциплин: «Основы менеджмен­та», «Теория организации», «Управленческие решения», «Исследование си­стем управления», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент», «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», «Управление ка­чеством», «Логистика», «Теория рекламы», «Эстетика, семиотика и стилистика рекламы», «Рекламный менеджмент», «Социальная реклама», «Психология рекламы», «Менеджмент туризма», «Экономика туризма», «Гостиничный биз­нес», «Основы туристической деятельности», «Гостиничное и ресторанное хозяйство», «Основы туранимации», «Страхование в сфере туризма», «Без­опасность туризма» и других, определяющих конкретную область будущей профессио­нальной деятельности, установить их взаимосвязь в целостной системе зна­ний, приобретенных в университете.

В процессе подготовки к комплексному государственному экзамену по данной специальности студент вырабатывает собственную точку зрения на особенности менеджмента на предприятиях и в организациях различных сфер деятельности. При проверке знаний членами государственной экзаменацион­ной комиссии по специальности 080507.65 студент должен показать высокий уровень теоретической подготовки, умение использовать их в основных ви­дах профессиональной деятельности: управленческой, организационной, эко­номической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналити­ческой, проектно-исследовательской, инновационной, методической, консультационной, образовательной.

Содержание программы

Общепрофессиональные и специальные

учебные дисциплины1

Основы менеджмента

Понятие менеджмента и его содержание. Менеджмент как вид деятель­ности и как система управления. Элементы системы менеджмента и их взаи­модействие. Организационные процессы, формируемые и направляемые ме­неджментом. Методология изучения менеджмента.

Организационное и социально-психологическое содержание функций менеджмента. Состав функций менеджмента. Стратегическое планирование и разработка программ. Тактическое планирование. Организационная деятель­ность. Мотивация деятельности. Регулирование и контроль.

Формы организации менеджмента. Понятие, сущность и основные черты организации. Организация как субъект и объект, условия и результат управле­ния. Структура организации. Сущность и виды структурного деления. Прин­ципы структуризации. Типы организаций по взаимодействию структурных подразделений. Традиционная организация. Дивизионная (отделенческая) ор­ганизация. Проектная организация. Матричные организации.

Инфраструктура менеджмента. Организация как часть большой системы. Внешняя среда организации и ее основные характеристики. Типология орга­низаций по взаимодействию с внешней средой. Характеристики и условия эф­фективного применения механистических и органических организаций. Внешняя среда и менеджмент. Прямое воздействие внешней среды на мене­джмент. Косвенное воздействие внешней среды на менеджмент.

Организационно-экономические характеристики менеджмента. Полно­мочия и ответственность. Виды полномочий. Линейные полномочия. Штаб­ные (аппаратные) полномочия. Организация взаимоотношений между линей­ными и штабными полномочиями. Делегирование полномочий. Факторы, определяющие степень децентрализации полномочий. Ответственность в контексте делегирования полномочий.

Человек в организации. Организационная среда и организационное окру­жение. Модель взаимодействий человека и организационного окружения. Ро­левой аспект взаимодействия человека и организации. Восприятие человека окружением. Поведение человека в организации. Критериальная основа пове­дения человека в организации. Природа и суть конфликтов. Типология кон­фликтов. Причины конфликтов. Регулирование конфликтных ситуаций в си­стеме менеджмента. Обучение и модификация поведения человека. Компен­сация. Типы и формы компенсаций.

Руководство и лидерство в менеджменте. Природа руководства и лидер­ства. Цель лидерства. Функции руководства и лидерства. Делегирование пол­номочий как средство руководства и лидерства. Поведение и стили лидеров. Формирование поведения лидеров. Лидерство и управление.

Коммуникации в менеджменте. Определение коммуникаций. Цели ком­муникаций. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Вертикаль­ные, горизонтальные и диагональные коммуникации. Руководитель и комму­никации. Невербальная коммуникация.

Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Развитие управления в России. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.