logo search
ответы_на_госы2

57.Моделирование и его роль в принятии управленческого решения

Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы. Т.о. модель – это объект, который в процессе исследования (принятия решения) замещает объект оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте оригинале.

Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов:

- постановка задачи;

- построение модели;

- проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления;

- применение модели;

- обновление модели в процессе исследования или реализации.

Модель есть представление реальности конкретной системы путем дублирования ее важных свойств, представлений и характеристик.

Преимущества использования моделей.

1. Модели менее дороги и требуют меньше времени, чем экспериментирование с реальными системами.

2. Они позволяют менеджерам задавать, например, вопрос «Что будет, если…» («Что будет, если мои затраты на запасы увеличатся на 3% в следующем году,— как изменится моя прибыль?»).

3. Они способствуют содержательному систематическому подходу к анализу проблем.

4. Они требуют от менеджеров уточнять ограничения и цели по отношению к проблеме.

5. Они могут помочь сократить время, необходимое для принятия решений.

Основные ограничения при использовании моделей.

1. Модели могут быть дорогими и требующими длительного времени на разработку и тестирование.

2. Они часто не используются и неправильно понимаются по причине их математической сложности.

3. Они уменьшают роль и значение не поддающейся вычислению информации.

4. Они часто имеют такие предпосылки, которые слишком упрощают переменные реального мира.

Категории моделей.

1. Алгебраические модели. Алгебра—это основной математический инструмент, который может быть использован для решения общих операционных проблем, таких, как анализ критической точки и анализ затраты-прибыль.

2. Статистические модели. Поскольку многие решения включают неопределенность, очень важно использовать вероятностное распределение и статистическую теорию. Представлены следующие виды статистических моделей.

а) Прогнозирование — процесс создания проекций на будущее например таких переменных, как продажи, затраты.

б) Теория принятия решений — используется в деревьях решений и таблицах решений, чтобы помочь представить и решить проблемы при условии риска.

3. Модели линейного программирования. Является подходящим методом для моделирования распределения ресурсов по соответствующим переменным, которое оптимизирует некоторый результат функционирования системы

4. Модели теории очередей. Анализ очередей помогает оценить системы сервиса путем определения таких факторов, как длина очереди, время ожидания и коэффициент использования.

5. Имитационные модели. Компьютерная имитация процесса функционирования системы, позволяет моделировать сценарии развития на будущее.

6. Модель запасов. Модели учета запасов используются, чтобы помочь управлять активами фирмы путем выдачи рекомендаций по наилучшему количеству и времени заказа.

7. Сетевые модели. Это методы планирования работ проектного характера, например, при составлении календарного плана выполнения операций. Позволяют осуществить анализ проекта, который включает в себя большое число взаимосвязанных операций, определить продолжительность выполнения работ, их стоимость и т.д.