logo
ответы_на_госы2

102. Японская концепция четырех условий качества

Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Рассмотрим японскую концепцию четырех уровней качества. Первый уровень — соответствие стандарту: •  суть — качество продукции оценивается как соответ­ствующее или не соответствующее требованиям стандарта; •   порядок — необходимо выяснить требования, утвер­дить стандарт, а также инструкции и процедуры проверки качества продукции; •  инструменты — статистический контроль качества и организационная структура производства; •   недостатки — необходимость проведения обязатель­ного контроля качества и отсутствие учета требований потребителя (рынка). Второй уровень — соответствие использованию: •  суть — продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требова­ниям; •    порядок — чтобы соответствовать всем вариантам ис­пользования продукции, ее качество должны обеспечивать не только производственные подразделения фирмы, но и службы маркетинга, исследований и разработок, планирова­ния, контроля качества, сбыта и сервиса в единой системе; •    недостатки — более высокое качество приводит к более высоким затратам и, следовательно, к повышению цены на продукцию. Третий уровень — соответствие фактическим требо­ваниям рынка: •    суть — обеспечение высокого уровня качества при низкой цене; •   порядок — единственным путем достижения низкой стоимости при высоком качестве является бездефектное производство; качество обеспечивается не инспекцией и высококачественным оборудованием, а скорее постоянным стремлением к повышению качества со стороны рабочих, занятых в процессе производства, так как именно рабочий, а не инженер и не специалист по управлению производит продукцию; если быстрое исправление ошибок и стремле­ние к улучшению качества организованы на каждой ступени производства, то количество дефектов (отходов и переде­лок) будет сведено к минимуму; такой подход именуется «контролем процесса», в котором должен участвовать весь персонал фирмы. Четвертый уровень — соответствие скрытым (неоче­видным, латентным) потребностям: •     суть — потребитель часто сам не знает, чего ему хо­чется. Только когда ему предлагают купить что-то ориги­нальное, неожиданное, он понимает, что именно это ему нравится и подходит. Единственное его сожаление заклю­чается в том, что он раньше не знал о продукции, которая превзошла его ожидания. Так как преимущество при сбыте получает продукция, учитывающая скрытые потребности, процветающие фирмы всего мира стремятся к достижению четвертого уровня.