Ловкая обезьяна
Князь со своей свитой приплыл на лодке к Обезьяньей горе. Как только обезьяны увидели людей, они попрятались. Все, кроме одной. А эта, похваляясь своей ловкостью, выставилась напоказ, раскачиваясь с ветки на ветку. Князь выпустил в нее стрелу, но она отпрыгнула в сторону и на лету поймала стрелу. Тогда князь приказал приближенным дать залп по обезьяне. Тут уж она не смогла увернуться и пала мертвой. Тогда князь обернулся к своему спутнику:
-Это животное рекламировало свой ум и верило в свое мастерство. Помни об этом! Никогда не полагайся на оригинальность и талант, когда имеешь дело с людьми!
На спутника князя эта сцена произвела столь глубокое впечатление, что, вернувшись домой, он изменил свой образ жизни, изменился сам, и скоро никто в Поднебесной не мог его использовать.
В картине мира обезьяны ее выдающиеся способности позволяли ей претендовать на выдающееся поведение. Не способности погубили ее, а именно выдающееся поведение. Зачем оно ей было нужно? Чтобы другие, глядя на нее, обратили свое внимание на ее способности. И обратили.
Когда люди видят чьи-то способности, они либо стремятся обратить их себе на пользу, либо раздражаются. И мера раздражения бывает разная. Под этим раздражением - довольно глубокий фундамент: уголовное наказание за неоказание помощи терпящим бедствие - из этой оперы. Аморально, когда выдающиеся способности одного человека не приносят никакой пользы другим людям. И чем больше степень выставления их напоказ, тем больше и степень аморальности.
Совсем другое дело, когда человек информирует других о своих способностях именно с целью, чтобы эти способности ими использовались. Поэтому прежде чем выставлять себя напоказ, надо ответить себе на вопрос: в какой мере я хочу быть использован другими людьми? И как именно? Князь использовал выдающиеся способности обезьяны, чтобы преподать жизненный урок своему спутнику. Картина мира обезьяны была явно неполной, поскольку не предусматривала такой вариант использования ее способностей другими.
Если мы не хотим разделить участь этой обезьяны, мы должны прятать свои способности, как свой бумажник, и доставать их только тогда, когда это действительно необходимо, и наша картина мира содержит всю технологию использования наших способностей другими, включая и понимание того, чем именно и как мы окажемся полезными. В обычных же случаях надо демонстрировать не свои способности, а продукты их применения с явно выраженными полезными для других свойствами.
Слова "никто в Поднебесной не мог его использовать" означают, что товарищ князя сумел измениться столь чудесным образом, что стал совсем обыкновенным, его достоинства перестали быть заметны для окружающих. Для них исчезла подсказка, ничто не наводило на мысль о том, какую именно из его способностей они могли бы использовать себе на пользу.
Чуть позже мы познакомимся с замечательными категориями твердого и пустого, а пока обратим внимание на следующее обстоятельство.
Дом или кувшин состоят из твердого. Благодаря этому они обладают полезными свойствами. Но внутри них пусто. Именно благодаря пустоте внутри них мы и можем использовать их полезные свойства. Полезным мы обязаны твердому, а возможности использовать это полезное мы обязаны пустоте.
Так и человек. Польза, которую он может нам принести, обусловлена твердым в нем. Но возможность воспользоваться этой пользой обусловлена тем пустым, что имеется в человеке. Если в человеке есть недостатки, т. е. пустое в нем, его достоинства заметны другим и могут быть этими другими использованы. Что будет, если человек будет противиться этому использованию, мы уже обсуждали. Но если в человеке нет пустого, его достоинства становятся незаметны для окружающих - все хорошее вокруг него делается как бы само по себе, а он кажется вполне обыкновенным.
Разве кажется окружающим гением музыкант или художник, который вовремя отдает долги...
Прячьте свои способности, как прячут бумажник. Выставляйте напоказ не свои выдающиеся способности, а полезные для других продукты их применения.
- Тарасов в.
- _________________________________________ Картина мира - Лабиринт жизни
- Адекватность картины мира
- Победитель соревнований
- Одаренный ребенок
- Ловкая обезьяна
- Фокусник
- Имидж непредсказуемости
- Значение мелочей и деталей
- Дружба и мелочи
- Расчетливый бандит
- Твердое и пустое
- Проблемы градусника
- Приблизься к оленю
- Приближение через другого
- Специалист по подавлению забастовок
- Различие в картинах мира
- Разглядывая фреску
- Опора на чужую картину мира
- Игра в мафию
- Использование тайм-аута
- Сужение картины мира
- Тонкие вещи
- Еще тоньше
- Неуважение к чужой картине мира
- Руководитель ставит крест на надеждах конструктора
- Предостережение к ученикам
- Проблема топора
- Профессор в драке не участвует
- Государственный переворот
- Расширение картины мира
- Опасность делегирования картины мира
- Продление картины мира в будущее
- Продление картины мира в прошлое
- Излишняя тактичность и излишняя бестактность
- Раскрашивание картины мира
- Прояснение картины мира
- Мудрецы и разбойники
- Поворачивание картины мира
- Чжуанцзы присоединяется к чужой картине мира
- Чжуанцзы разворачивает картину мира
- Путешествие по петле
- _________________________________________ Структура поведения – Движение
- Образцы поведения
- Динамический стереотип
- Неправильная буква
- Умный рабби и мудрая птица
- Сборка и разборка образцов поведения
- Ситуация
- Счастливые часов не наблюдают
- Социальные ожидания
- Тушечница
- Управленческая борьба, борьба и война
- Деловая и позиционная борьба
- Борьба за прошлое, настоящее и будущее
- Борьба в ролевом пространстве
- Ролевое принуждение
- Технология жесткой продажи
- На первой ступеньке эскалатора
- К Деду Морозу за подарками
- Кто начинает обманывать первым
- Последний штрих
- Странный заказ
- Выбор роли
- Приемы управленческой борьбы
- Структура приема
- Захват захвата захвата...
- Четыре стадии петуха
- В борьбе мастеров эмоции не уместны
- Как править колесницей
- Теперь будет много тушечниц
- Пятая стадия петуха
- Стратагемы
- _________________________________________ Основные приемы и стратагемы - Об арсенале приемов и стратагем
- Обмануть императора, чтобы он переплыл море
- Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао
- Убить чужим ножом
- Ждать, когда враг утомится
- Среди пожара учинить грабеж
- Поднимать шум на востоке, а нападать на западе
- Из ничего сотворить нечто
- Для вида чинить деревянные мостки
- Наблюдать за пожаром с противоположного берега
- В улыбке прятать нож
- Пожертвовать сливовым деревом ради персикового
- Увести овцу, попавшуюся под руку
- Бить палкой по траве
- Позаимствовать тело, чтобы вернуть душу
- Сманить тигра с горы
- Покажи врагу дорогу к жизни
- Располагайся на выгодной местности
- Получить выгоду - удача, бороться за выгоду – опасность
- Помести своих солдат в местность смерти
- Если хочешь поймать, сначала отпусти
- Бросить кирпич, чтобы получить яшму
- Чтобы обезвредить шайку, надо поймать главаря
- Вытаскивать хворост из-под очага
- Мутить воду, чтобы поймать рыбу
- Золотая цикада сбрасывает чешую
- Запереть ворота, чтобы схватить вора
- Дружить с дальними, воевать с ближними
- Потребовать прохода через ю, чтобы напасть на Го
- Выкрасть балку и подменить колонны
- Грозить софоре, указывая на тут
- Притворяться глупцом, не поддаваясь вожделениям
- На сухом дереве развесить цветы
- Пересадить гостя на место хозяина
- Стратагема "Красавица"
- Стратагема "Пустой город"
- Стратагема "Возвращенный шпион"
- Стратагема "Нанесение себе увечья"
- Стратагема "Цепи"
- "Бегство" - лучшая из стратагем
- Стратагема "Путешествие по петле"
- Вернуть подарок обратно
- Размахивать красной тряпкой
- _________________________________________ Приложение 1 - Управленческие поединки
- 1. Общее представление об управленческом поединке
- 2. Материально-техническая база поединка
- 3. Технология поединка
- 4. Технология работы судей
- 5. Подсчет результатов
- 6. Награждение победителя
- _________________________________________ Приложение 2 - Ситуация для поединков
- _________________________________________