Обмануть императора, чтобы он переплыл море
Император Тай-цзун пошел войной на государство Когуре, находившееся в Корее. Дойдя во главе трехсоттысячного войска до Восточного моря и увидев перед собой бескрайний морской простор, он пал духом и хотел повернуть обратно. В смущении обратился он к своим военачальникам, чтобы узнать их дальнейшие планы. Они попросили время на размышления.
В конце концов они обратились к хитроумному генералу Сюэ Жэньгую. Он и придумал стратагему, давшую общее название стратагемам этого типа.
На следующий день императору доложили, что богатый крестьянин, живущий на морском берегу, доставил продовольствие для войска и желал бы лично выразить государю свои верноподданические чувства. Тай-цзун отправился на берег моря, но самого моря так и не увидел, поскольку оно было скрыто тысячами искусно расположенных полотнищ от палаток.
Крестьянин со всей почтительностью пригласил императора войти в дом, где на стенах повсюду висели занавеси, а полы были устланы коврами. Император и его спутники уселись и начали пить вино: начался веселый пир. Через некоторое время император услышал за окном свист ветра и почувствовал, что пол в доме раскачивается. Он приказал слуге отдернуть занавеси и увидел, что вокруг расстилался морской простор. "Где мы?" - спросил он.- "Вся наша армия движется к берегам Когуре", - ответил один из советников.
Когда император понял, что изменить ничего уже нельзя, к нему вернулась решимость. Теперь он без страха вел свое войско к неведомой стране.
Смысл стратагемы в том, чтобы человек, страшащийся некоторого шага, оставался в уверенности, что у него еще есть выбор - делать шаг или нет - даже тогда, когда этот шаг оказался уже позади и оказался вовсе не таким уж страшным. На уровне приема подобный ход встречается довольно часто.
Ребенок учится кататься на велосипеде, но боится ехать один на двух колесах. Сколько отец ни уговаривает попробовать, в ответ слышит: "Я боюсь". - "Хорошо, я буду бежать рядом и поддерживать за седло!" - Отец бежит рядом. - "Держишь?" - "Держу, конечно!" - на бегу отвечает отец, а сам давно уже не держит. Наконец, ребенок понимает, что едет сам. "Это что, я сам еду?" - "Конечно, сам, ты же умеешь!"
Или другой пример.
Иногда зубной врач говорит пациенту: "Не волнуйтесь, я сейчас дергать не буду, только попробую, крепко ли он держится..." - и через мгновение показывает удивленному пациенту его собственный зуб. Еще пример - из моей собственной истории. Однажды начальство под влиянием конкурирующего со мной коллеги - руководителя другого подразделения - ликвидировало в моем подразделении ставку инженера по обслуживанию оборудования, а самого инженера перевело в подразделение конкурента. Никакие мои протесты и ссылки на непоправимый ущерб моему подразделению не помогали. Единственное обещание, которое я сумел вытянуть, - то, что инженер будет "при необходимости" консультировать. Я предложил технику выполнять обязанности этого инженера. Техник категорически отказался, ссылаясь на "отсутствие и образования, и фактических знаний в этом вопросе", и пригрозил уволиться, если я буду настаивать на своем. Тогда я попросил техника помочь мне "в одной работе" - в составлении процедурных правил решения тех типовых задач - обнаружения и устранения неисправностей, - которые осуществлял ушедший инженер. "Это поможет потом тому, кто заменит этого инженера, быстрее войти в курс дела".
Техник ответил, что не знает, что такое "процедурные правила", но я его успокоил: "Мы будем составлять их вместе". И мы составили их вместе, потратив месяц и консультируясь с ушедшим инженером.
А когда работа была закончена, техник с удивлением сказал: "Ну, так с этими обязанностями и я могу справиться! Здесь, в общем-то, теперь все ясно, в каком случае как поступать..." - И заменил собой инженера.
Суть стратагемы заключается в следующем.
Некто не готов и не желает делать нечто как психологически невозможное для себя. Однако психологически невозможное, в отличие от других невозможностей - технической, финансовой, правовой, этической и т. д. - является предельно субъективным. Обычно человек, когда хотя бы поневоле или будучи обманутым, как император Тай-цзун, преодолевает свою психологическую невозможность, бывает доволен и не предъявляет претензий к тем, кто его побудил, принудил или обманул "для его же пользы". Когда таким же образом поступают с этической или эстетической невозможностями - тоже, казалось бы, весьма субъективными, то впоследствии могут появиться обида, претензии или неудовлетворенность собой. Именно на этом существенном отличии психологической невозможности от иных других и строится стратагема: психологически невозможное в целом разбивается по шагам, каждый из которых психологически приемлем. "Глаза боятся, а руки делают!"
Для того чтобы стратагема оказалась успешной, необходимо разбиение неприемлемого на приемлемые шаги производить с учетом зоны ближайшего развития объекта, на которого направлена стратагема.
Зона ближайшего развития состоит из тех действий, человеком ранее хотя и не совершаемых, но представляющих собой несложную и вполне обозримую комбинацию ранее освоенных образцов поведения.
Например, когда мы стоим на третьей ступеньке обычной лестницы, нам несложно ступить одним шагом на четвертую ступеньку, да даже и на пятую. Несколько сложнее - на шестую, и, пожалуй, уж и вовсе невозможно - на седьмую и выше.
Здесь четвертая, пятая и шестая ступеньки - в зоне нашего ближайшего развития, а более высокие ступеньки - уже нет.
Как только стратагема нарушает принцип зоны ближайшего развития, она оказывается неудачной.
Однажды мой американский приятель пригласил меня поехать с компанией его друзей на пикник в горы. Они собирались лазать по скалам с соответствующим снаряжением. Я честно предупредил, что по скалам лазать не буду, поскольку высоту люблю только в переносном смысле. Однако, когда дошло до дела, приятель очень настойчиво стал меня уговаривать присоединиться к очередному штурму. Мне было очень неплохо греться на солнышке внизу и я отклонил даже такой заманчивый вариант, когда меня просто, как куль, поднимут на веревках наверх. Все отправились ввысь без меня. Я думал, что мои трудности позади, но не тут-то было: мой приятель не признавал плюрализма в счастье.
Примерно через час он появился возле меня с сообщением, что обнаружил проход в скалах и не потребуется никакого личного мужества с моей стороны, чтобы взобраться наверх и присоединиться к остальным без всяких веревок и крюков. Я был тронут его заботой и согласился.
Поначалу тропинка и впрямь не доставляла хлопот, однако постепенно становилась круче и вертикальнее. Пришлось уже карабкаться и подтягиваться. Когда мы добрались до вершины скалы и соединились с остальными, я с тоской подумал, что придется еще и спускаться.
- Правда, здорово, что ты здесь, наверху! Какой чудесный вид! Ты рад?! - с восторгом, ожидая моего восторга, воскликнул мой приятель.
- Вид, действительно, чудесный. Но я должен сказать, что я недоволен тем, что оказался здесь, наверху.
Я позволил себе столь не характерное для меня недружественное, сухое и невежливое высказывание потому, что предстоящий спуск вниз явно не находился в зоне моего ближайшего развития. Так потом и оказалось.
Задекорировав реальность, человеку можно обманным путем придать решимость действовать, однако есть риск промахнуться, если дело было вовсе не в решимости, и тогда останется просто обман.
- Тарасов в.
- _________________________________________ Картина мира - Лабиринт жизни
- Адекватность картины мира
- Победитель соревнований
- Одаренный ребенок
- Ловкая обезьяна
- Фокусник
- Имидж непредсказуемости
- Значение мелочей и деталей
- Дружба и мелочи
- Расчетливый бандит
- Твердое и пустое
- Проблемы градусника
- Приблизься к оленю
- Приближение через другого
- Специалист по подавлению забастовок
- Различие в картинах мира
- Разглядывая фреску
- Опора на чужую картину мира
- Игра в мафию
- Использование тайм-аута
- Сужение картины мира
- Тонкие вещи
- Еще тоньше
- Неуважение к чужой картине мира
- Руководитель ставит крест на надеждах конструктора
- Предостережение к ученикам
- Проблема топора
- Профессор в драке не участвует
- Государственный переворот
- Расширение картины мира
- Опасность делегирования картины мира
- Продление картины мира в будущее
- Продление картины мира в прошлое
- Излишняя тактичность и излишняя бестактность
- Раскрашивание картины мира
- Прояснение картины мира
- Мудрецы и разбойники
- Поворачивание картины мира
- Чжуанцзы присоединяется к чужой картине мира
- Чжуанцзы разворачивает картину мира
- Путешествие по петле
- _________________________________________ Структура поведения – Движение
- Образцы поведения
- Динамический стереотип
- Неправильная буква
- Умный рабби и мудрая птица
- Сборка и разборка образцов поведения
- Ситуация
- Счастливые часов не наблюдают
- Социальные ожидания
- Тушечница
- Управленческая борьба, борьба и война
- Деловая и позиционная борьба
- Борьба за прошлое, настоящее и будущее
- Борьба в ролевом пространстве
- Ролевое принуждение
- Технология жесткой продажи
- На первой ступеньке эскалатора
- К Деду Морозу за подарками
- Кто начинает обманывать первым
- Последний штрих
- Странный заказ
- Выбор роли
- Приемы управленческой борьбы
- Структура приема
- Захват захвата захвата...
- Четыре стадии петуха
- В борьбе мастеров эмоции не уместны
- Как править колесницей
- Теперь будет много тушечниц
- Пятая стадия петуха
- Стратагемы
- _________________________________________ Основные приемы и стратагемы - Об арсенале приемов и стратагем
- Обмануть императора, чтобы он переплыл море
- Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао
- Убить чужим ножом
- Ждать, когда враг утомится
- Среди пожара учинить грабеж
- Поднимать шум на востоке, а нападать на западе
- Из ничего сотворить нечто
- Для вида чинить деревянные мостки
- Наблюдать за пожаром с противоположного берега
- В улыбке прятать нож
- Пожертвовать сливовым деревом ради персикового
- Увести овцу, попавшуюся под руку
- Бить палкой по траве
- Позаимствовать тело, чтобы вернуть душу
- Сманить тигра с горы
- Покажи врагу дорогу к жизни
- Располагайся на выгодной местности
- Получить выгоду - удача, бороться за выгоду – опасность
- Помести своих солдат в местность смерти
- Если хочешь поймать, сначала отпусти
- Бросить кирпич, чтобы получить яшму
- Чтобы обезвредить шайку, надо поймать главаря
- Вытаскивать хворост из-под очага
- Мутить воду, чтобы поймать рыбу
- Золотая цикада сбрасывает чешую
- Запереть ворота, чтобы схватить вора
- Дружить с дальними, воевать с ближними
- Потребовать прохода через ю, чтобы напасть на Го
- Выкрасть балку и подменить колонны
- Грозить софоре, указывая на тут
- Притворяться глупцом, не поддаваясь вожделениям
- На сухом дереве развесить цветы
- Пересадить гостя на место хозяина
- Стратагема "Красавица"
- Стратагема "Пустой город"
- Стратагема "Возвращенный шпион"
- Стратагема "Нанесение себе увечья"
- Стратагема "Цепи"
- "Бегство" - лучшая из стратагем
- Стратагема "Путешествие по петле"
- Вернуть подарок обратно
- Размахивать красной тряпкой
- _________________________________________ Приложение 1 - Управленческие поединки
- 1. Общее представление об управленческом поединке
- 2. Материально-техническая база поединка
- 3. Технология поединка
- 4. Технология работы судей
- 5. Подсчет результатов
- 6. Награждение победителя
- _________________________________________ Приложение 2 - Ситуация для поединков
- _________________________________________