10.2. Принципы формирования процесса организации
Процесс организации отражает количественные и качественные изменения объекта управления на всех его фазах, этапах и стадиях. При отсутствии изменений нет и процесса организации. Процесс организации состоит из четырех этапов: цель, ситуация, проблема, решение. Этапы, в свою очередь, состоят из процедур и операций. Процедуры для всех этапов одни и те же: разработка, согласование, утверждение, организация и принятие решений. В процедуры входят определение, формулировка, разработка вариантов, накопление, хранение, обработка, анализ и оценка, разработка средств реализации и другие операции.
При различных сочетаниях операций и процедур организация может приобрести такие свойства как устойчивость или изменчивость, цикличность или однократность и др.
Устойчивость связана с созданием некоторого запаса, компенсирующего возможные отклонения при корректировке цели, изменении ситуации или изменении варианта решения.
Изменчивость означает подготовку запасных вариантов при заранее предусмотренных параметрах возмущающих воздействий.
Непрерывность предполагает эволюционные изменения в выполнении операций на каждом этапе.
Дискретность связана с постепенным наращиванием или ослаблением до заданного состояния одного из этапов (начинают обычно с цели) с последующим переходом к последующему этапу.
Цикличность — это постоянная коррекция выполняемых операций на основе промежуточных результатов.
Однократность в отличие от цикличности подразумевает однократное прохождение по всем этапам процесса и достижение поставленной цели, что предполагает высокий уровень профессионализма руководителя и благоприятные условия для выполнения цели:
На базе свойств процесса организации Э.А. Смирнов предлагает следующие принципы его построения:
направленность процесса на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий;
при выявлении проблемы следует учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс;
максимальное сокращение влияния на процесс субъективных факторов;
обеспечение процесса оптимальной информационной средой;
обоснование (согласование, утверждение) процедур и операций каждого этапа;
обеспечение соответствия свойств процесса техническим и организационным ресурсам и организации.
- Теория организации
- Тема 1. Развитие организационно-управленческой мысли
- Тема 2. Организация как система
- 2.1. Общие понятия систем
- 2.2. Классификации систем
- 2.3. Социальная организация
- 2.4. Специфические законы социальной организации
- Тема 3. Экономическая организация: понятие, формы, виды
- 3.1. Понятие экономической организации, ее виды
- 3.2. Организационно-правовые формы ведения бизнеса
- 3.3. Внешняя и внутренняя среда организации
- Тема 4. Структурный подход к организации
- 4.1. Организационные модели
- 4.2. Разновидности организационных структур
- 4.3. Концентрация и централизация производства
- 4.4. Диверсификация производства
- Тема 5. Организация и управление
- 5.1. Необходимость управления в организации и его особенности
- 5.2. Субъекты организаторской деятельности
- 5.3. Японская и американская модели менеджмента
- 5.4. Качества, необходимые менеджерам в будущих условиях
- Тема 6. Организационная культура
- 6.1. Понятие культуры
- 6.2. Особенности национальной культуры
- 6.3. Основные характеристики и типы организационной культуры
- Тема 7. Общие положения о зависимостях и законах организации
- 7.1. Понятия «зависимость» и «закон»
- 7.2. Особенности законов организации и законов для организаций
- Тема 8. Основополагающие законы организации
- 8.1. Закон синергии
- 8.2. Закон самосохранения
- 8.3. Закон развития
- Тема 9. Менее важные законы организации
- 9.1. Закон информированности-упорядоченности
- 9.2. Закон единства анализа и синтеза
- 9.3. Закон композиции и пропорциональности
- 9.4. Другие законы организации
- Тема 10. Принципы деятельности организации
- 10.1. Принципы статической и динамической организации
- 10.2. Принципы формирования процесса организации
- 10.3. Принципы рационализации деятельности организации
- Тема 11. Проектирование организационных систем
- 11.1. Понятие организационного проектирования
- 11.2. Процесс организационного проектирования
- 11.3. Методы организационного проектирования
- 11.4. Проектирование товаров, услуг, процессов их производства
- Тема 12. Основы реструктуризации организации
- 12.1. Сущность процесса реструктуризации
- 12.2. Необходимые условия для успешного проведения реструктуризации
- 12.3. Виды частичной реструктуризации организации
- 12.3.1. Реструктуризация системы человеческих отношений в организации
- 12.3.2. Организационная реструктуризация
- 12.3.3. Информационно-технологическая реструктуризация организации
- 12.3.4. Маркетинговая реструктуризация организации
- 12.3.5. Производственная реструктуризация организации
- Литература