2. PR-технологии
Технологии PR -- стратегические и тактические коммуникационные технологии, разработанные и осуществляемые с целью достижения взаимопонимания с различными группами общественности субъекта.
В качестве PR-технологий, как правило, могут использоваться:
1) устное сообщение (пресс-конференции, выступления перед различными социальными группами, планирование и резервирование наиболее значимых мест выступления, а также подготовка речей для других сотрудников фирмы и их тренинг в области ораторского искусства);
2) паблисити (в том числе через контакты с прессой, радио и ТВ, издателями для содействия последующей публикации материалов с новостями об организации);
3) написание репортажей, пресс-релизов, текстов к буклетам, рекламных статей и пр., а также любых технических материалов и описания продукции;
4) издательская работа;
5) специальные мероприятия по представлению фирмы, ее товаров и услуг, например выставки, специальные показы новой продукции, дни «открытых дверей», способные восприниматься как интересные для аудитории новости и обеспечивать атмосферу доверия к фирме;
6) распространения с наибольшей эффективностью печатных, фото- и видеоматериалов среди различных групп общественности;
7) имиджевая реклама (имени и репутации фирмы);
8) спонсорство;
9) аналитические и консалтинговые технологии.
Вот почему в PR требуются не только специалисты по работе с прессой, а образовательные стандарты по PR в цивилизованных странах предполагают хорошее знание специалистами этой сферы не только основ работы с текстом, иностранных языков и технологий различных СМИ, но также и менеджмента, экономики, социологии, психологии, статистики и прочего.
Хотя организации обращаются в PR-агентства по более широкому спектру проблем, но все они так или иначе могут либо мешать, либо способствовать равноправному диалогу с общественностью.
Таблица 1
Образовательный состав PR-специалистов в США и Западной Европе
(по материалам специального опроса, %):
Журналисты |
40 |
|
PR |
15 |
|
Социальные науки |
12 |
|
Экономика/менеджмент |
10 |
|
Маркетинг |
4 |
|
Реклама |
4 |
|
Остальные |
17 |
Таблица 2
Наиболее распространенные услуги, заказываемые в PR-агентствах
(%):
Общение с прессой и подготовка пресс-релизов |
99 |
|
Выработка коммуникационной политики |
90 |
|
Публикации в местной прессе |
80 |
|
Контакты с официальными представителями общественности |
75 |
|
Подготовка речей и других письменных материалов |
70 |
|
Подготовка аудио-, видео- и фотоматериалов |
70 |
|
Publicity |
66 |
|
Выставки, шоу и пр. |
66 |
|
Подготовка PR-менеджеров |
50 |
|
Подготовка финансовых документов для публичных представлений |
45 |
|
Маркетинг и реклама |
40 |
|
Информация о конкурентах |
40 |
Ситуации, в которых руководство фирмы прибегает к услугам PR-агентства:
1) организация активного продвижения нового товара, меняющего имидж фирмы;
2) повышение конкурентоспособности (при выходе на рынок с высокой конкуренцией);
3) снижение сопротивления общественности и борьба со слухами;
4) предполагаемое изменение имиджа организации;
5) кризисы, катастрофы и аварии, затрагивающие большую часть общества;
6) конфликты интересов (между двумя фирмами, между фирмой и ее референтными группами и т.д.);
7) неэффективность коммуникации (потеря доверия общественности к материалам фирмы).
Одной из наиболее действенных PR-технологий является паблисити:
* паблисити (как явление) -- положительная известность субъекта среди его общественности;
* паблисити (как деятельность) -- достижение положительной известности субъекта среди его общественности;
* паблисити (как технология) -- технология достижения положительной известности субъекта среди его общественности.
Таблица 3
Количество занятых (чел.) в PR-отделах по категориям
организаций (в США и Западной Европе):
Бизнес с доходом более 1 млрд. долл. |
60 |
|
Государственные, федеральные службы и военные организации |
30 |
|
Публичное и частное образование |
20 |
|
Бизнес с доходом менее 1 млрд. долл. |
15 |
|
Общественные организации и профсоюзы |
10 |
|
Муниципальные службы |
10 |
|
Частные медицинские и социальные службы |
Менее 10 |
Наиболее распространенные способы завоевания паблисити.
1. Подготовка какой-либо новости (сообщения или события) и оповещение об этом СМИ по телефону или с помощью пресс-релиза. Проведение самой акции при возможном присутствии представителей СМИ. Цель этого будет достигнута, если отдельные газеты, радио или телеканалы передадут эту информацию как новость.
2. Личное общение с группой представителей общественности, способной стать распространителями информации (ими могут быть не только журналисты). Таковой может быть пресс-конференция, которая обычно привлекает внимание прессы, если предмет обсуждения или сам выступающий способны представлять интерес для аудитории участвующих в ней СМИ. Проведение экскурсий по фирме тоже можно отнести к одной из разновидностей паблисити.
3. Организация индивидуальной коммуникации с людьми, способными содействовать последующей коммуникации с высоким уровнем доверия с той или иной группой общественности (называемое лоббированием). Субъект может лоббировать не только законодателей и государственных чиновников, но и других влиятельных людей (например, известных телеведущих, издателей, представителей научной или артистической элиты) в попытке повлиять на их мнение и через них завоевать доверие общественности. Сюда же можно отнести презентационную подачу продукции известным людям в надежде на то, что остальные увидят это и последуют их примеру.
Отличительная черта паблисити -- она не может «настаивать» на внимании, т.е. нельзя заставить человека прочитать то, что не представляет для него интереса. Но в этом и источник влияния паблисити, потому что уровень доверия у нее обычно выше, чем у рекламы.
Преимущества паблисити:
* низкие издержки в сравнении с рекламой и личной продажей (не нужно платить прессе за газетные площади или эфирное время);
* больший уровень доверия, чем у рекламы (так как сообщение передается третьей стороной);
* большая информативность (представленное как редакционный материал сообщение может содержать намного больше деталей, чем простая рекламная информация);
* большее читательское внимание (читатели склонны игнорировать навязанные сообщения);
* время (фирма может выпустить пресс-релиз очень быстро).
Недостатки паблисити:
* даже когда не надо платить за эфир, существуют расходы, связанные с содержанием штата PR, а также с подготовкой и рассылкой сообщений, лоббированием и т.д.;
* одноразовое применение.
Спонсорство
Очень важное направление PR -- филантропические мероприятия. Помимо высоко этических побуждений в организации такой деятельности существуют и весьма прагматические причины, например:
* демонстрация высокой корпоративной культуры и гражданства;
* постепенное внедрение ценностей свободного предпринимательства в социальную сферу, образование и искусство;
* демонстрация хорошего примера для компаний-конкурентов;
* повышение качества и уровня жизни в обществе.
Наиболее распространенные формы спонсорской деятельности:
1) организация каких-либо конкретных мероприятий или основание фондов, носящих имя компании;
2) содействие в организации и проведении благотворительных кампаний;
3) возглавление каких-либо проектов с целью формального установления руководства фирмы во главе проекта;
4) исследование жизни общества с целью поиска тех проблем, решению которых фирма могла бы содействовать наилучшим образом.
- Pr в системе менеджмента
- Pr в системе менеджмента
- Тема 10(2 часа) pr-менеджмент: технологические основы
- Pr в системе менеджмента
- 43. Pr-кампания: стратегия и тактика. Технологические этапы pr-кампании.
- Глава 23. Pr –менеджмент: технологические основы
- 3.Управленческая функция pr. Pr как коммуникационный менеджмент.
- Pr как коммуникационный менеджмент
- 8. Связи с общественностью как деятельность. Объект и субъект pr.Содержание pr деятельности как функции менеджмента.