logo
SWOT-анализ компании "Чипита"

2.1 Первичный SWOT-анализ

Управление фирмой в рыночных условиях невозможно без использования методов стратегического менеджмента. Разработка проектов развития фирмы выливается в формирование стратегических программ действий. Формирование стратегий связано с использованием специфического методического инструментария.

Данное пособие предназначено для помощи и руководства при разработке стратегических мероприятий и программ действий фирмы студентами и специалистами.

Следует учесть, что мировая практика управления предлагает многочисленные методы выбора и разработки стратегий, одним из которых является SWOT-анализ.

Под SWOT-анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз, а так же возможностей и угроз внешней среды, установление связей между ними и использование их для формирования стратегий фирмы. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угроза - это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.).

SWOT - анализ может быть проведен в течение любого реально имеющегося времени - от 1-2 ч до нескольких дней. Если в первом случае выводы приходится делать на основе экспресс-опроса, то при наличии 2-3 дней удается предварительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать модель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками. SWOT -анализ целесообразно проводить с использованием несложных графологических средств. Название этого метода составлено из аббревиатуры начальных букв английских слов: strength, opportunity, weakness, threat. Процесс проектирования набора стратегических программ и мероприятий фирмы связан с решением следующих задач: определение специфики объекта исследований; проведение анализа внешней среды; проведение анализа потенциала фирмы; установление связей угроз и возможностей внешней среды и сильных и слабых сторон фирмы; идентификация стратегии фирмы; оформление отчета о проведенной работе.

Сравнивая компанию «Чипита» с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Приведем список сильных сторон компании «Чипита»:

1. Лидер рынка по производству круассанов - греческий концерн «Chipita International» является одним из «круассановых» лидеров планеты - он производит их в Европе, Африке, Америке и экспортирует в 30 стран мира. Продвижение продукции в России оказалось успешным: греческие круассаны заняли российский рынок почти целиком. В стране их доля, по оценкам исследовательской компании AC Nilson, составляет 88,9%, в Москве - 90,8%, в Петербурге - 99,9%. Пока петербургская фабрика является единственным предприятием греческого концерна в России. По оценке агентства MAGRAM Market Research, на долю Chipita приходится более 90% продаж круассанов в России.

2. Профессиональное решение вопросов сбыта продукции - сегодня компания имеет сильную дистрибьюторскую сеть по всем регионам России. Растет ее сотрудничество с крупными розничными сетями. За основные каналы сбыта отвечает собственный штат региональных торговых представителей компаний.

3. Хорошая репутация у покупателей.

4. Подходящая технология - современные технологии производства (двойное выпекание) и упаковки.

5. Лучшая упаковка продукции - каждый формат упаковки имеет 4-вкусовой спектр, все «краски» которого наиболее популярны у российского потребителя.

6. Активное использование рекламы и мер по стимулированию сбыта - по данным компании PRP Group, в 2005 году предприятия кондитерской отрасли затратили на рекламу свыше $106 млн., что на 10% больше, чем в 2004 году.

7. Высокое качество продукции - «Чипита» борется за качество продукции.

8. Известность торговой марки на региональном рынке - «Чипита» борется за за сильные бренды.

9. Преимущество в области издержек производства - «Чипита» старается минимизировать затраты и увеличить эффективность.

Далее приведем список слабых сторон компании «Чипита»:

1. Нет ясных стратегических направлений - отсутствие стратегического плана развития компании.

2. Плохо прослеживается выполнение стратегии - в основном связано с отсутствием четкого стратегического плана развития компании.

3. Более низкая прибыльность из-за неэффективной ценовой политики на предприятии - в мае 2004 г. компания снизила цены на круассаны 7 Days в индивидуальной упаковке весом 65 г на 30% (7 руб. вместо 10 руб.).

4. Недостаток управленческого таланта.

5. Слабая мотивация труда.

Представим набор характеристик предприятия, заключение по которым позволит составить список наиболее важных достоинств и недостатков для матрицы СВОТ: - наиболее важными достоинствами компании «Чипита» являются: подходящая технология; лидер рынка круассанов; хорошая репутация у покупателей; преимущества в области издержек производства;

- слабые стороны предприятия заключаются в: недостатке управленческого таланта; более низкой прибыльности из-за неэффективной ценовой политики на предприятии; отсутствии ясных стратегических направлений.

Приведем список возможностей внешней среды компании «Чипита»:

1. Улучшение инвестиционного климата в РФ.

2. Свободная рыночная конкуренция.

3. Вертикальная интеграция.

4. Увеличение доходов населения.

Далее приведем список угроз внешней среды компании «Чипита»:

1. Возрастающее конкурентное давление - если говорить о рулетах, то здесь самый сильный конкурент это «Харрис», «Раменский кондитер», «Пекарь».

По продукции магдалены основными конкурентами являются: «Харрис», «Махарш». Что касается бейкроллс (salty snacks), здесь ситуация достаточно сложная, поскольку бейкроллс это сам по себе инновативный продукт и у него нет прямых субститутов, однако близкие к нему по пищевому сегменту - это чипсы (86%), и так же сухарики, «3 корочк» (37%), и «Кириешки», «Сибирский берег» (21%).

2. Уменьшение потребительского спроса.

3. Нестабильность экономической ситуации в стране.

4. Повышение налоговых ставок и энерготарифов.

5. Рост продаж замещающего продукта

Итак, наиболее значимыми возможностями внешней среды являются:

улучшение инвестиционного климата в РФ;

свободная рыночная конкуренция;

увеличение доходов населения;

основные угрозы для деятельности предприятия состоят в следующем:

рост продаж замещающего продукта; возрастающее конкурентное давление;

уменьшение потребительского спроса; повышение налоговых ставок и энерготарифов.

Первичный SWOT-анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1 Первичный SWOT-анализ

Сильные стороны (S)

1. Современные технологии производства (двойное выпекание) и упаковки.

2. Лидер рынка круассанов.

3. Хорошая репутация у покупателей.

4. Преимущества в области издержек производства.

Слабые стороны (W)

1. Недостаток управленческого таланта.

2. Более низкая прибыльность, потому что не эффективная ценовая политика на предприятии.

3. Нет ясных стратегических направлений.

Возможности (O)

1. Улучшение инвестиционного климата в РФ.

2. Свободная рыночная конкуренция.

3. Увеличение доходов населения.

Угрозы (T)

1. Повышение налоговых ставок и энерготарифов.

2. Рост продаж замещающего продукта.

3. Возрастающее конкурентное давление.

4. Уменьшение потребительского спроса.

Учитывая все выше сказанное проведем поэтапный SWOT-анализ.