1.1 Организация и организационный процесс
Самые обычные действия в нашей жизни должны быть организованы. Например, домохозяйка определенным образом организует использование семейного бюджета, студент - подготовку к экзамену, предприятия - производство продукции и т.д. Без определенной организации невозможно построить дом, создать автомобиль, запустить орбитальную станцию. Умение организовывать является основным для каждого менеджера Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. 2-е изд. - С-Пб: Питер , 2002 - 220.
Для этого я сначала обозначу такие вопросы: Что такое организация и ее процесс? организационный структура система
Организация - это объединение её ресурсов: людей и других материально-вещественных элементов, которые определенным образом расположены в её пространстве и взаимодействуют между собой.
Можно рассмотреть слово Организация и в другом смысле и это будет звучать так:
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей Герчикова И.Н.. Менеджмент.- М: Банки и Биржи, 2007 - 280.
Чтобы было понятнее можно сказать, что это определение организации справедливо не просто для организации, я для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень маленьких (подробнее в 3 части).
В организации протекают различные процессы, среди которых особое значение принадлежит организационному. Организационный процесс имеет два основных аспекта. Один из них отражает деление организации на её структурные компоненты - подразделения, участки и т.д. - соответственно целям и стратегиям. Структура должна создавать возможность членам организации эффективно работать совместно для достижения её целей. Второй аспект связан с взаимоотношениями её членов, их взаимодействием с ресурсами для достижения её целей. Организаторская работа менеджера реализуется в процессе «организовывания» деятельности её членов.
Организационный процесс (процесс организовывания) - это процесс реализации функции организации деятельности её членов, проявляющийся в установлении надлежащего уровня использования всех ресурсов организации для достижения её целей, механизм превращения планов в действия.
Сам процесс «организовывания» включает следующие последовательно осуществляемые этапы Мескон М.Х. , Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М: Дело 2002 - 160.:
1. анализ целей и планов по их достижению;
2. установление главных целей (задач);
3. распределение главных целей (задач) на подцели (задания);
4. распределение ресурсов и направлений их использования по подцелям (заданиям);
5. оценка результатов реализованных мероприятий.
Менеджер должен постоянно повторять эту последовательность этапов, используя её для постоянного совершенствования организационного процесса (рис.1). Конечный результат процесса «организовывания» - установление эффективного взаимодействия между всеми видами ресурсов организации.
Основу данного процесса составляет взаимодействие между субъектами управленческой деятельности (физическое или юридическое лицо, а также другая система, от которых исходит управляющее (властное управление)), и между их объединениями в структурные подразделения организации. Такое взаимодействие разделяется на административное, информационное и техническое.
Анализ целей и планов |
||||||||||||||||||||
Оценка результатов стратегии (процесса) организации |
Постановка главных целей |
|||||||||||||||||||
Распределение ресурсов и выдача распоряжений |
Выделение подцелей |
|||||||||||||||||||
Рис. 1 Этапы процесса «организовывания» Мескон М.Х. , Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М: Дело 2002 - 160.
В процессе административного взаимодействия вышестоящие уровни иерархии управления передают нижестоящим уровням управленческие полномочия и ответственность, распоряжения, инструкции, рекомендации, осуществляют за ними контроль и т.д.
Технические взаимодействие между субъектами управленческой деятельности осуществляется в процессе их участия в практической деятельности - подготовке, принятии и реализации решений, совещаниях и т.д. И техническое и административное взаимодействие между субъектами управления в организации реализуется посредствам их информационного взаимодействия, где они обмениваются информацией для принятия решений, как официальной (закрепленной периодически), так и неофициальной (не обладающей официальным статусом).
Обеспечение взаимодействия между субъектами управленческой деятельности в организации во многом определяет содержание организаторской деятельности менеджера.
- 1. ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
- 1.1 Организация и организационный процесс
- 1.2 Организационная структура в системе процессов организации
- 1.3 Процессы во внешней среде организации
- 1.4 Процессы во внутренней среде организации
- 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОЦЕССОВ В ООО «ДЕМЕТРА»
- 2.1 Подходы к управлению
- 2.2 Системный подход к управлению в ООО «Деметра»
- 2.3 Системные концепции в ООО «Деметра»
- 2.4 Открытые и закрытые системы
- 2.5 Система управления в ООО «Деметра»
- 19. Организация как система процессов
- 19. Организация как система процессов
- Тема 8 построения системы процессов организации
- Тема 3. Организация, как система, как процесс управления
- 6.Организация как система, как процесс
- 7. Организация как система процессов
- Организация как система процессов
- Процессы в организации.
- Тема 6.1. Организация как система процессов. Основные понятия процесса управления