logo
Организация как система процессов

1.1 Организация и организационный процесс

Самые обычные действия в нашей жизни должны быть организованы. Например, домохозяйка определенным образом организует использование семейного бюджета, студент - подготовку к экзамену, предприятия - производство продукции и т.д. Без определенной организации невозможно построить дом, создать автомобиль, запустить орбитальную станцию. Умение организовывать является основным для каждого менеджера Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. 2-е изд. - С-Пб: Питер , 2002 - 220.

Для этого я сначала обозначу такие вопросы: Что такое организация и ее процесс? организационный структура система

Организация - это объединение её ресурсов: людей и других материально-вещественных элементов, которые определенным образом расположены в её пространстве и взаимодействуют между собой.

Можно рассмотреть слово Организация и в другом смысле и это будет звучать так:

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей Герчикова И.Н.. Менеджмент.- М: Банки и Биржи, 2007 - 280.

Чтобы было понятнее можно сказать, что это определение организации справедливо не просто для организации, я для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень маленьких (подробнее в 3 части).

В организации протекают различные процессы, среди которых особое значение принадлежит организационному. Организационный процесс имеет два основных аспекта. Один из них отражает деление организации на её структурные компоненты - подразделения, участки и т.д. - соответственно целям и стратегиям. Структура должна создавать возможность членам организации эффективно работать совместно для достижения её целей. Второй аспект связан с взаимоотношениями её членов, их взаимодействием с ресурсами для достижения её целей. Организаторская работа менеджера реализуется в процессе «организовывания» деятельности её членов.

Организационный процесс (процесс организовывания) - это процесс реализации функции организации деятельности её членов, проявляющийся в установлении надлежащего уровня использования всех ресурсов организации для достижения её целей, механизм превращения планов в действия.

Сам процесс «организовывания» включает следующие последовательно осуществляемые этапы Мескон М.Х. , Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М: Дело 2002 - 160.:

1. анализ целей и планов по их достижению;

2. установление главных целей (задач);

3. распределение главных целей (задач) на подцели (задания);

4. распределение ресурсов и направлений их использования по подцелям (заданиям);

5. оценка результатов реализованных мероприятий.

Менеджер должен постоянно повторять эту последовательность этапов, используя её для постоянного совершенствования организационного процесса (рис.1). Конечный результат процесса «организовывания» - установление эффективного взаимодействия между всеми видами ресурсов организации.

Основу данного процесса составляет взаимодействие между субъектами управленческой деятельности (физическое или юридическое лицо, а также другая система, от которых исходит управляющее (властное управление)), и между их объединениями в структурные подразделения организации. Такое взаимодействие разделяется на административное, информационное и техническое.

Анализ целей и планов

Оценка результатов стратегии (процесса)

организации

Постановка главных целей

Распределение ресурсов и выдача распоряжений

Выделение подцелей

Рис. 1 Этапы процесса «организовывания» Мескон М.Х. , Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М: Дело 2002 - 160.

В процессе административного взаимодействия вышестоящие уровни иерархии управления передают нижестоящим уровням управленческие полномочия и ответственность, распоряжения, инструкции, рекомендации, осуществляют за ними контроль и т.д.

Технические взаимодействие между субъектами управленческой деятельности осуществляется в процессе их участия в практической деятельности - подготовке, принятии и реализации решений, совещаниях и т.д. И техническое и административное взаимодействие между субъектами управления в организации реализуется посредствам их информационного взаимодействия, где они обмениваются информацией для принятия решений, как официальной (закрепленной периодически), так и неофициальной (не обладающей официальным статусом).

Обеспечение взаимодействия между субъектами управленческой деятельности в организации во многом определяет содержание организаторской деятельности менеджера.