logo
Pechat_otvety

Организация как система процессов

Процесс представляет собой определенную совокупность дей­ствий, направленных на преобразование ресурсов в результаты, которые чаще всего выступают в виде продукции или услуг.

В любой организации одновременно протекает большое число процессов, различающихся как по своему назначению, так и по основным характеристикам. При самом общем подходе все клю­чевые процессы в организации подразделяют на две группы:

• имеющие материально-вещественный характер;

информационные.

Как правило, обе группы процессов имеют место во всех организациях, но в некоторых могут преобладать материально-вещественные процессы (например, на предприятиях, связанных с переработкой сырья и матери­алов в продукцию) или информационные (например, в консультационных фирмах, где сбор, переработка и продажа информации и знаний отражают их предназначение).

Другой подход к классификации всего множества процессов, происходящих в организации, базируется на их роли в создании новых ценностей. В соответствии с этим критерием все процессы подразделяются на три группы:

первичные, или основные, включающие все виды работ, непо­средственно связанные с производством продукции или услуг и обеспечивающие жизнедеятельность организации;

вторичные, или обеспечивающие, задачей которых является под­держание основных процессов с позиций их непрерывности и экономичности;

управленческие (инфраструктурные), включающие работы по установлению целей и направлений первых двух групп процес­сов; они формируют условия и используют факторы, необходи­мые для достижения организацией ее целей. Взаимосвязь процессов обеспечивает создание ценностей и по­лучение прибыли, что наглядно представляет модель (рис. 1.2), предложенная М. Портером и названная им «цепочка ценности» (value chain).

Основные процессы представлены в виде таких операций, как обеспечение поставок сырья и материалов (логистика сбыта), их преобразование в конечный продукт (производство), обеспечение сбыта продукции, маркетинг и продажа конечной продукции (логистика распределения), а также послепродажное обслуживание (сервис). Понятие логистики раскрывается как система еди­ного управления потоками информации и процессами сборки, движения и складирования товаров с целью поставки их в необходимом количестве и комплектно в нужное время и место с минимальными затратами.