19. Организация как система процессов
Процесс представляет собой определенную совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов в результаты, которые чаще всего выступают в виде продукции или услуг. Рассмотрение организации как системы убеждает в том, что каждое предприятие представляет собой совокупность процессов, отсутствие которых означает, что предприятие не функционирует.
В любой организации одновременно протекает большое число процессов, различающихся как по своему назначению, так и по основным характеристикам. При самом общем подходе все ключевые процессы в организации подразделяют на две группы:
• имеющие материально-вещественный характер;
• информационные.
Как правило, обе группы процессов имеют место во всех организациях, но в некоторых могут преобладать материально-вещественные процессы (например, на предприятиях, связанных с переработкой сырья и материалов в продукцию) или информационные (например, в консультационных фирмах, где сбор, переработка и продажа информации и знаний отражают их предназначение].
Другой подход к классификации всего множества процессов, происходящих в организации, базируется на их роли в создании новых ценностей. В соответствии с этим критерием все процессы подразделяются на три группы:
• первичные, или основные, включающие все виды работ, непосредственно связанные с производством продукции или услуг и обеспечивающие жизнедеятельность организации;
• вторичные, или обеспечивающие, задачей которых является поддержание основных процессов с позиций их непрерывности и экономичности;
• управленческие (инфраструктурные), включающие работы по установлению целей и направлений первых двух групп процессов; они формируют условия и используют факторы, необходимые для достижения организацией ее целей. Взаимосвязь процессов обеспечивает создание ценностей и получение прибыли, что наглядно представляет модель (рис. 1.2), предложенная М. Портером и названная им «цепочка ценности» (value chain).
Основные процессы на этом рисунке представлены в виде таких операций, как обеспечение поставок сырья и материалов (внутренняя или предпроизводственная логистика), их преобразование в конечный продукт (собственно производство), обеспечение сбыта продукции, маркетинг и продажа конечной продукции (внешняя или послепроизводственная логистика), а также послепродажное обслуживание (сервис). Понятие логистики, использованное здесь, раскрывается как система единого управления потоками информации и процессами сборки, движения и складирования товаров с целью поставки их в необходимом количестве и комплектно в нужное время и место с минимальными затратами.
- Определение и сущность организации.
- 2. Основные аспекты изучения организации
- 3. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли
- 4.Теория организации и наука об управлении.
- 5. Место теории организации в системе наук
- 6. Теория организации и организационное поведение.
- 1.Наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;
- 2.Наличие, по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;
- 3.Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
- 7. Классическая теория организации.
- 8.Бюрократическая школа Вебера
- 9. Теория Гласиер.
- 10. Теория административного поведения.
- 11. Теория Лайкерта.
- 12. Теория организационного потенциала
- 13. Теория институтов и институциональных изменений
- 14. Современные направления теоретических разработок в области организации и управления
- 15. Системный подход в организации.
- 16. Организация как открытая система.
- 17,18. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 19. Организация как система процессов
- 20. Организационная культура
- 21. Уровни организационной культуры.
- 22. Свойства организационной культуры.
- 23. Классификация организационной культуры.
- 24. Методы поддержания организационной культуры.
- 25. Социальная организация, хозяйственные организации
- 26. Особенности социальной организации
- 27) Социальная организация как социальная система
- 28. Классификация организаций по принципу их построения и функционирования
- Система управления организаций
- Структура элементов системы управления организацией
- Взаимосвязь элементов системы управления
- 45. Закон синергии
- 46. Закон информированности
- 47. Закон самосохранения
- 48. Закон самосохранения
- 49. Закон развития
- 50. Закон композиции и пропорциональности