2.1 Автоматизация кадровой работы
История автоматизации кадровых служб в России началась практически одновременно с внедрением информационных технологий в управлении. Однако рост спроса на специализированные программы для кадровиков был не сопоставим с темпами распространения программных продуктов, предназначенных для организации работы бухгалтерии или управления производством. Отчасти это связано с тем, что длительное время управленцы не считали автоматизацию служб персонала первостепенной задачей.
В настоящее время большая часть российских предприятий уже завершила автоматизацию основных подразделений и теперь вплотную подошла к необходимости внедрения новых технологий в службах персонала. Это диктуется не модой, а растущей конкуренцией, необходимостью быстрого принятия решений, потребностью в оптимизации штатов.
Классифицировать программы, предназначенные для кадровых служб, можно по нескольким признакам: стоимости, функциональности, объемам продаж продукта. Однако корректнее использовать некий обобщенный, сравнительно типологический критерий, по которому программы разбиваются на три группы:
v модули кадровых служб в комплексных системах управления предприятием (ERP-системах);
v универсальные программные продукты, выпущенные российскими разработчиками;
v небольшие программы, не претендующие на полноценную автоматизацию кадрового делопроизводства.
1.Формирование должностной инструкции и трудового контракта. Грамотно построив функциональную и стратегическую модели, определив функции, систематизировав права, обязанности и регламенты, возникающие в процессе исполнения этих функций, назначив ответственного или ответственных за работу в ключевых областях, распределив функциональные обязанности и внеся эту информацию в общую ИТ-систему, можно получить реальную картину функционирования компании, зоны ответственности и функции отдельного сотрудника в ней. Область деятельности каждого сотрудника в этом случае определяется не столько его должностью, сколько кругом решаемых им задач и возложенных на него в рамках этих задач функций. Соответственно должностная инструкция и трудовой контракт каждого конкретного сотрудника формируется не на основе общих понятий о должностных обязанностях, а в соответствии с хорошо продуманными зонами ответственности и функциональными обязанностями данного сотрудника. На основе единожды внесенной в систему информации трудовой контракт и должностная инструкция каждого сотрудника формируются автоматически и будут отвечать реалиям производственной ситуации в компании. Так как каждый сотрудник закреплен за отдельным подразделением, то автоматически формируются паспорта и положения о подразделениях, а также паспорта должностей. В случае перераспределения между сотрудниками функциональных обязанностей, процесс разработки новых должностных инструкций и внесения изменений в трудовые контракты займет минимум времени, так как для этого потребуется лишь внести информацию о смене ответственных за перераспределяемыми функциональным обязанностями. Система сама формирует новые должностные инструкции и внесет в случае необходимости, изменения в трудовые контракты.
2.Подбор персонала.
Автоматизация процесса подбора персонала компании делает его гораздо более эффективным. Помимо вышеперечисленного определения функций персонала, система может систематизировать внесенную информацию о навыках, квалификационных требованиях, критериях успеха и факторах качества, предъявляемых и/или необходимых для исполнения конкретных функций. В этом случае работа с потенциальными кандидатами на замещение вакантных должностей в компании будет более целенаправленной, так как появляется возможность проверки соответствия кандидата не просто определенной должности, а конкретным профессиональным и личностным требованиям, предъявляемым компанией при решении определенных функциональных задач.
3.От систем ключевых областей к целям и плану действий.
Наряду с формированием ключевых областей и распределением задач, ИТ-система может формировать план действий компании по достижению своих стратегических и оперативных целей, то есть планировать и осуществлять конкретные мероприятия и реализовывать определенные проекты, как на уровне компании, так и на уровне подразделений или персональном уровне, с определением участников и сроков выполнения.
Жесткая регламентация и администрирование доступа в ИТ-системе позволяет каждому в рамках своей компетенции, иметь полную информацию и контролировать реализацию планов и состоянии компании; сотрудникам- осознавать свое назначение и роль в конкретном подразделении.
Возможность оповещения каждого сотрудника по внутренней электронной почте о запланированных встречах, совещаниях, поездках, семинарах, мероприятиях позволит эффективно планировать или оперативно вносить изменения в планы действий отдельного сотрудника и/или структурного подразделения в целом. Таким образом, каждый сотрудник будет постоянно иметь доступ ко всей информации, регламентирующей его функциональные обязанности или имеющей отношение к их выполнению.
Все перечисленные преимущества достигаются, в первую очередь, за счет хорошо проработанной, оптимально структурированной системы ключевых областей и функциональных задач, а также внедрение корпоративной локальной сети, использования в рамках этой сети внутренней электронной почты.
4.Аттестация, оценка и развитие персонала.
Если рассматривать процесс проведения аттестации персонала компании в традиционном смысле, то это, как правило, достаточно не приятное и нервное мероприятие, требующее значительных временных затрат и связанное с определенными организационными трудностями.
ИТ-система может решить большинство сопровождающих аттестацию проблем и повысить эффективность ожидаемых от аттестации результатов.
Аттестацию следует проводить с использованием корпоративной локальной сети и типовых сценариях, позволяющих осуществить ее по принципу "360 градусов", который предполагает оценку сотрудника им самим, коллегами, руководителем и внешним экспертом. В этом случае каждый из участников процесса получит объективную возможность оценить:
v Выполнение аттестуемым сотрудником своих функций;
v Достижение поставленных целей и выполнение запланированных задач;
v Наличие или отсутствие необходимых навыков и соответствие предъявляемым квалификационным и личностным требованиям;
v Направление персонального развития.
Лучше, если технология работ по проведению аттестации будет достаточно простой. Например: первоначально опросный лист (в электронной форме) поступает к сотруднику, который последовательно заполняет его. Далее материалы автоматически (по заранее заложенному сценарию) направляются для заполнения коллеге и руководителю. Затем свою оценку выставляет эксперт, который делает это на основании собеседования с сотрудником. После чего все оценки собираются и делаются соответствующие выводы.
Таким образом, весь процесс аттестации будет проходить без отрыва сотрудника от рабочего места, с минимальными затратами рабочего времени его и руководства. Аттестация становится обычным плановым и эффективным мероприятием.
Полученная в процессе проведения аттестации информация и сделанные на ее основе выводы по каждому сотруднику дают возможность принять взвешенные решения по формированию кадрового резерва компании и плана развития персонала. Основные возможности, получаемые при работе с персоналом в рамках ИТ-системы, представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Основные возможности, получаемые при работе с персоналом в рамках ИТ-системы
Кадровый учет, отчетность и анализ |
Подбор, адаптация персонала |
Оценка, аттестация, развитие |
||
Высшее руководство |
Создание идеологии формирования штатного расписания, иерархии должностей, систем заработной платы, систем доступа, кадровой отчетности. Обзор по личному составу и структуре организации. Просмотр необходимых личных дел. Просмотр кадровой отчетности и анализа. |
Определение подходов к подбору персонала, профессиональных и личностных требований к кандидатам, принципов контрактации и адаптации новых сотрудников. Организация подбора, оценка кандидатов на должности среднего звена. Планирование и контроль подбора персонала. |
Формирование корпоративной политики оценки, аттестации и развитии персонала. Инициирование проведения оценки, аттестации персонала. Получение информации о результатах оценки и аттестации, планах и результатах развития персонала. |
|
Руководство среднего звена |
Обзор по личному составу и структуре своего подразделения. Просмотр необходимых личных дел. Просмотр кадровой отчетности и анализа. Создание, согласование и утверждение должностных инструкций по своему персоналу. |
Подбор персонала на имеющиеся вакансии. Получение информации по кандидатам. Формирование профессиональных и личностных требований к кандидатам. Формирование, согласование с персоналом и утверждение трудовых контрактов. |
Проведение и участие в оценке и аттестации персонала. Формирование персональных планов развития сотрудников своих подразделений. Получение информации о планах и результатах развития персонала. |
|
Персонал |
Информация о своей должностной инструкции |
Получение информации о возможном продвижении. Информация о профессиональных и личностных требованиях к своей должности. |
Прохождение оценки и аттестации по заданному сценарию. Формирование заявки на собственное развитие. Участие в корпоративных планах развития |
2.2 Задачи управления персоналом и их решение на базе информационных технологий
Планирование штатных расписаний
Эта подсистема предназначена для разработки штатного расписания предприятия с возможностью распределения планируемых работ между штатными должностными единицами, формирования требований, инструкций и условий работы.
Позволяет оперативно и корректно изменять загрузку персонала, обоснованно формировать требования, инструкции и условия работы для набора, расстановки и увольнения персонала по штатным должностям.
Подсистема предусматривает решение следующих задач:
v формирование организационной структуры предприятия;
v планирование загруженности штатных должностей;
v формирование должностных инструкций;
v формирование штатных расписаний.
Должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы закрепляется в штатном расписании. В нем ведется список штатных единиц, детально определяются квалификационные требования, диапазон оплаты труда и должностные инструкции по каждой штатной единице. Спланированное штатное расписание может загружаться в текущее штатное расписание кадровой подсистемы. На основе этих данных можно производить автоматизированный подбор персонала на штатную должность, анализировать соответствие сотрудника требованиям, предъявленным к закрепленным за штатной должностью работам, формировать плановый табель с указанием структуры планируемых работ.
Накопление персональных данных о сотрудниках
Подсистема предназначена для выполнения следующих функций:
v работы с данными о сотрудниках предприятия;
v оформления, хранения и печати приказов по предприятию, печати выписок из приказов по любому сотруднику;
v ведения штатных расписаний и карточек штатных единиц;
v ведения организационной структуры предприятия;
v подбора сотрудников на должности;
v анализа соответствия сотрудников занимаемым должностям;
v ведения журналов по кадровым перемещениям и изменениям штатного расписания;
v формирования и хранения запросов для отбора сотрудников;
v формирования отчетов, списков и статистики.
Подсистема позволяет вести справочную работу, подготавливать различные статистические данные, формировать документооборот. Конфигурация базы данных реализуется как открытая система, которая позволяет пользователю добавить любое количество таблиц и справочников, необходимых для накопления данных о сотрудниках предприятия.
Ведение данных по сотруднику осуществляется в форме кадровой карточки, которая содержит сведения о сотруднике: фамилию, имя, отчество, биографические данные, сведения о выполняемой в настоящее время работе и трудовом контракте, паспортные данные, страховой номер ПФР, семейное положение, данные воинского учета и т.п.
В журналах, создаваемых пользователями по мере необходимости, отражаются история изменений фамилии, имени, отчества, табельного номера сотрудника, его служебных перемещений и сведения о ранее предоставленных ему отпусках.
Присоединенные таблицы также создаются пользователем и связываются с кадровой карточкой, в них может вноситься информация о полученном образовании, знании иностранных языков, результатах аттестации, членах семьи сотрудника, телефонах, прежних местах работы, результатах медицинского освидетельствования и множество других данных, требуемых для учета на предприятии. Содержание присоединенной таблицы определяется пользователем по его усмотрению и может быть включено в базу данных.
В рамках подсистемы проводится анализ соответствия сотрудника функциям, закрепленным за данной штатной должностью. Формируется резерв на замещение штатной единицы. Планируется закрепление сотрудников за штатными единицами в плановых штатных расписаниях. Планируется карьерный рост сотрудников. Определяются потребности в обучении сотрудников, формируются персональные планы обучения.
По данным кадровых карточек, спискам приказов и штатному расписанию формируются разнообразные настраиваемые отчеты
Набор и перемещение сотрудников. Профессиональный рост персонала
Подсистема предназначена для работы по подбору новых сотрудников, анализа причин увольнений, анализа соответствия квалификации сотрудников предъявляемым требованиям, ротации кадров. Все назначения и перемещения выполняются в увязке со штатным расписанием. Для каждой штатной единицы формируется список сотрудников на ее замещение.
В подсистеме выполняются следующие функции:
v ведение справочных сведений о претендентах на вакантные должности и рабочие места;
v ведение архива справочных сведений по уволенным сотрудникам (данные, аналогичные кадровым карточкам);
v оформление приказов и записок о приеме на работу, трудовых договоров по переводу, совмещению, откомандированию, замещению должности, изменению оплаты;
v анализ исполнения должностных инструкций;
v распределение функций по должностям;
v хранение и обновление должностных инструкций и квалификационных требований;
v анализ соответствия квалификационных должностных требований и квалификаций сотрудников;
v формирование планов повышения квалификации сотрудников и карьерного роста;
- Вопрос 42. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом ………………………………………………………………..78
- 32.Автоматизированные информационные технологии управления персоналом
- Автоматизированные системы управления персоналом (Human Resource systems).
- 6.7. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом
- Классификация автоматизированных систем управления персоналом
- 1.1. Автоматизированные системы управления персоналом: основные характеристики
- 2.2.Основные понятия автоматизированных информационных технологий управления персоналом
- 19. Автоматизированные информационные системы управления персоналом