1.Экспертные методы исследования систем управления.
Сущность экспертных методов, как при решении задач исследования СУ, так и при использовании их в практике принятия решений в других областях науки, техники, управления, заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам.
Наиболее распространенными экспертными методами при классификации по признаку оценки предпочтений в настоящее время при принятии решений по управлению являются следующие:
метод рангов;
метод непосредственного оценивания;
метод сопоставлений.
Последний метод включает две его разновидности:
парного сравнения и последовательного сопоставления.
В принципе каждый из них имеет много общего, а отличие, в основном, только в том, что оценивание (измерение) изучаемых объектов системного управления осуществляется различными способами. Причем каждый из методов обладает определенными достоинствами и недостатками.
Общность каждого из методов заключается в последовательности проведения процедур их использования. К ним следует отнести:
организацию экспертного оценивания;
проведение сбора мнений экспертов;
обработку результатов мнений экспертов.
Вместе с тем, наиболее часто в практике проектирования оргсистем используется анкетирование, которое позволяет с меньшими трудозатратами экспертов собрать их мнение, но по времени сбор мнений при использовании этого вида более длительный.
Обычно процесс разработки анкеты включает:
определение формы и содержания обращения к эксперту;
выбор типа вопросов;
формулировку вопросов;
изложение необходимых для эксперта информации;
разработку формы анкеты.
По методу рангов эксперт осуществляет ранжирование (упорядочение) исследуемых объектов организационной системы в зависимости от их относительной значимости (предпочтительности). При этом обычно наиболее предпочтительному объекту присваивается ранг 1, а наименее предпочтительному - последний ранг, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов. Более точным такое упорядочение становится при меньшем количестве объектов исследования и наоборот.
Таким образом, этот метод позволяет определить место исследуемого объекта среди других объектов СУ. Достоинством метода рангов является его простота. Недостатками являются:
невозможность с достаточной точностью ранжировать количество объектов, количество которых превышает 15-20;
не отвечает на вопрос как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.
Данный метод применяется в практике исследования СУ несмотря на свою простоту, довольно редко.
К разновидности экспертного метода можно отнести социологический, который основывается на опросе, сборе и анализе мнений респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Такой опрос и сбор мнений производится обычно в письменной форме - распространением анкет или устно (на конференциях, аукционах, выставках, в учебных заведениях и т.п.). При использовании этого метода также следует применять научно-обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и обработки информации.
Обработка экспертных и социологических данных и расчеты мер согласованности требуют трудоемких вычислений. Поэтому следует шире использовать при проведении сбора и обработке результатов экспертной и социологической информации компьютерную технику. Возможности для этого есть, так как автоматизация проведения и обработки результатов подобного рода данных стала предметом создания ряда продуктов программного обеспечения.
- Билет 1
- 1. Особенности организации и деятельности маркетинговой службы на предприятии.
- 2. Страхование как элемент финансовой системы. Роль страхования в обеспечении финансовой стабильности предприятия.
- 3. Характеристика производственного кооператива
- Билет 2
- 1. Новая парадигма управления в России
- 2. Налогообложение юридических лиц. Специальные налоговые режимы.
- 3. Особенности управления в хозяйственных обществах
- Билет 3
- 1. Школы менеджмента в хх веке.
- 2. Мотивация как функция управления. Мотивация менеджеров
- 3. Характеристика унитарных предприятий и управление ими.
- Билет 4
- 1.Менеджмент как система
- 2. Использование математических моделей менеджмента
- 3.Основные средства фирмы: понятие и состав.
- Билет 5
- 1. Функции менеджмента: основные концепции. Организация как функция менеджмента
- 2. Управленческие проблемы: понятие, виды, параметры.
- 3. Формирование спроса и стимулирование сбыта: виды и способы (продвижение товара на рынок).
- 1. Влияние налогов на формирование чистой прибыли. Налоговое планирование в организации
- 2. Определение понятия управленческого решения. Виды решений, критерии выбора управленческих решений, их классификация и роль.
- 3. Особенности управления в хозяйственных товариществах.
- Билет 7
- 1. Контроль как функция менеджмента и его виды.
- 2. Международная финансовая деятельность предприятий.
- 3. Эволюционная и предпринимательская теории фирмы.
- Билет 8
- 1. Антикризисное финансовое управление.
- 2. Методы анализа проблем. Анализ с помощью метода причинно-следственных связей
- Методы анализа корневых причин
- 3. Маркетинг в сфере услуг. Классификация услуг.
- Билет 9
- 1. Организационные структуры органического типа, их виды и условия применения.
- 2. Общая схема решения классической задачи выбора.
- 3. Классическая, неоклассическая и агентская теории фирмы.
- Билет 10
- 1. Технология целеполагания в организации.
- 2. Решение проблем, возникающие при достижении цели
- Подготовка к разработке управленческого решения
- Получение информации о ситуации
- 2. Анализ ситуации
- 3. Выявление проблемной ситуации
- 4. Диагностика проблемы
- 5. Разработка прогноза развития ситуации
- 6. Постановка проблемы
- 2. Генерирование альтернативных вариантов решений
- 3. Отбор основных вариантов управленческих воздействий
- 4. Разработка сценариев развития ситуации
- 5. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий
- 1. Коллективная экспертная оценка
- Билет 11
- 1. Исторические виды менеджмента: административный и рыночный, специализированный и неспециализированный, научный и практический.
- 2. Использование экспертных методов при принятии управленческих решений.
- 3. Оборотные активы фирмы: понятие, состав, характеристика их оборота и показатели эффективности их использования.
- Билет 12
- 1. Организационные структуры современных корпораций.
- 2.Социальная ответственность коммерческих фирм, сферы ее проявления.
- 3. Характеристика, структура и показатели движения персонала фирмы.
- Билет 13
- 1. Линейные и функциональные связи в организационных структурах управления.
- 2. Роль инноваций в стратегическом управлении.
- 3. Виды рыночных структур с точки зрения конкуренции.
- Билет 14
- 1. Управленческий цикл в менеджменте
- 2. Управление нововведениями в организации.
- 3. Асимметрия информации на рынке и способы борьбы с ней
- Билет 15
- 1. Понятие и состав внешней среды управления, ее динамика
- 2. Инновации в организации: понятие, виды, практическая значимость.
- 3. Формирование видов прибыли и направления использование чистой прибыли.
- Билет 16
- 1. Концепции организации в теории управления.
- 2. Информационная модель рабочего места менеджера.
- 3. Интеграция фирм: виды, цели, последствия для общественного благосостояния.
- Билет 17
- 1. Планирование как функция управления. Виды планов.
- 2. Управленческие документы: понятие, признаки, специфика и виды.
- 3. Бюджетная система рф
- Билет 18
- 1. Стратегическое и оперативное управление в организации.
- 2. Некоммерческий маркетинг
- Сущность некоммерческого маркетинга
- 3. Налоги и налоговая система в рф. Влияние системы налогообложения на финансовую политику предприятия.
- Билет 19
- 1. Стратегические планы: понятие, состав, технологии разработки.
- 2. Сопротивление изменениям: понятие, проявления, виды, задачи, технологии.
- 3. Проблемы функционирования рынка ценных бумаг.
- Билет 20
- 1. Стратегический потенциал организации: понятие, виды, практическая значимость для организации.
- 2.Управление конфликтными ситуациями в организации.
- 3. Финансы, финансовая система и финансовый рынок.
- Билет 21
- 1. Международная финансовая система и международные финансовые рынки.
- 2. Основные технологии подбора и расстановки персонала в организации.
- 3 .Банковская система России. Формы взаимодействия банков и организаций.
- Билет 22
- 1. Управление карьерой как фактор повышения эффективности деятельности организации.
- 2. Методы управленческого воздействия.
- 3. Кредитная система Российской Федерации
- Билет 23
- 1. Методы оценки конкурентоспособности фирмы и работы с персоналом
- Оценка персонала
- Методы оценки персонала по их направленности
- 1. Качественные методы - методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения.
- 2. Комбинированные методы. В их основу положены как описательный принцип, так и количественные характеристики.
- 3. Количественные методы оценки, в результате применения которых можно определить уровень деловых качеств работников с достаточной степенью объективности.
- 2.Стиль управления в организации: понятие и виды.
- 3.Организация наличного и безналичного денежного оборота в рф. Пути совершенствования наличных и безналичных расчетов в организациях.
- Билет 24
- 1. Современные подходы к управлению человеческими ресурсами в организации.
- 2. Управление финансами предприятия (финансовый менеджмент).
- 3. Функции, принципы и методы маркетинговой деятельности.
- Билет 25
- 1. Поведение человека в организации и его особенности.
- 2. Управление капиталом предприятия.
- 3. Маркетинговая среда: контролируемые и неконтролируемые факторы.
- Билет 26
- 1.Экспертные методы исследования систем управления.
- 2. Управление инвестициями и критерии эффективности инвестиционных решений.
- Вопрос 3 Билет 27
- 1. Власть и лидерство в организации, их соотношение.
- 2. Разработка финансовой политики предприятия.
- 3. Маркетинговые исследования. Сегментация рынка по потребителям, товарам и конкурентам.
- Билет 28
- 1. Делегирование полномочий в современных организациях.
- 2. Управление реальными и финансовыми инвестициями предприятия. Формирование инвестиционного портфеля предприятия.
- 3. Товар, его свойства. Этапы разработки нового товара и жизненный цикл товара.
- Билет 29
- 1. Контроллинг как инструмент принятия управленческих решений.
- 2. Управление финансовыми рисками на предприятии.
- 3. Конкурентоспособность товара и ее основные параметры.
- Билет 30
- 1. Методы стратегического анализа среды управления.
- 2. Денежный оборот и система расчетов на предприятии.
- 3. Ценовая политика в системе маркетинга.