1. Делегирование полномочий в современных организациях.
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов: а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов. б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта. в) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности. Делегирование полномочий - это тот случай, когда убивают сразу несколько зайцев.Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Не понимая полностью необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпели неудачу именно в то время, когда их организации становились большими. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование - необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.
Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Например, при оформлении на работу в качестве рабочего на линии сборки фирмы «Сони» поступающему назначается (делегируется) задача монтажа печатных плат в телевизорах. Принимая эту работу и вознаграждение за нее, рабочий косвенным образом соглашается выполнять ее способом, удовлетворительным для фирмы «Сони». Беря на себя эту ответственность, работай должен разобрать и заново собрать телевизор в случае своей ошибки.
Поскольку рабочий считается ответственным за точное исполнение задачи, начальник имеет право требовать, объяснений или исправления плохо сделанной работы.
Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована.
- Билет 1
- 1. Особенности организации и деятельности маркетинговой службы на предприятии.
- 2. Страхование как элемент финансовой системы. Роль страхования в обеспечении финансовой стабильности предприятия.
- 3. Характеристика производственного кооператива
- Билет 2
- 1. Новая парадигма управления в России
- 2. Налогообложение юридических лиц. Специальные налоговые режимы.
- 3. Особенности управления в хозяйственных обществах
- Билет 3
- 1. Школы менеджмента в хх веке.
- 2. Мотивация как функция управления. Мотивация менеджеров
- 3. Характеристика унитарных предприятий и управление ими.
- Билет 4
- 1.Менеджмент как система
- 2. Использование математических моделей менеджмента
- 3.Основные средства фирмы: понятие и состав.
- Билет 5
- 1. Функции менеджмента: основные концепции. Организация как функция менеджмента
- 2. Управленческие проблемы: понятие, виды, параметры.
- 3. Формирование спроса и стимулирование сбыта: виды и способы (продвижение товара на рынок).
- 1. Влияние налогов на формирование чистой прибыли. Налоговое планирование в организации
- 2. Определение понятия управленческого решения. Виды решений, критерии выбора управленческих решений, их классификация и роль.
- 3. Особенности управления в хозяйственных товариществах.
- Билет 7
- 1. Контроль как функция менеджмента и его виды.
- 2. Международная финансовая деятельность предприятий.
- 3. Эволюционная и предпринимательская теории фирмы.
- Билет 8
- 1. Антикризисное финансовое управление.
- 2. Методы анализа проблем. Анализ с помощью метода причинно-следственных связей
- Методы анализа корневых причин
- 3. Маркетинг в сфере услуг. Классификация услуг.
- Билет 9
- 1. Организационные структуры органического типа, их виды и условия применения.
- 2. Общая схема решения классической задачи выбора.
- 3. Классическая, неоклассическая и агентская теории фирмы.
- Билет 10
- 1. Технология целеполагания в организации.
- 2. Решение проблем, возникающие при достижении цели
- Подготовка к разработке управленческого решения
- Получение информации о ситуации
- 2. Анализ ситуации
- 3. Выявление проблемной ситуации
- 4. Диагностика проблемы
- 5. Разработка прогноза развития ситуации
- 6. Постановка проблемы
- 2. Генерирование альтернативных вариантов решений
- 3. Отбор основных вариантов управленческих воздействий
- 4. Разработка сценариев развития ситуации
- 5. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий
- 1. Коллективная экспертная оценка
- Билет 11
- 1. Исторические виды менеджмента: административный и рыночный, специализированный и неспециализированный, научный и практический.
- 2. Использование экспертных методов при принятии управленческих решений.
- 3. Оборотные активы фирмы: понятие, состав, характеристика их оборота и показатели эффективности их использования.
- Билет 12
- 1. Организационные структуры современных корпораций.
- 2.Социальная ответственность коммерческих фирм, сферы ее проявления.
- 3. Характеристика, структура и показатели движения персонала фирмы.
- Билет 13
- 1. Линейные и функциональные связи в организационных структурах управления.
- 2. Роль инноваций в стратегическом управлении.
- 3. Виды рыночных структур с точки зрения конкуренции.
- Билет 14
- 1. Управленческий цикл в менеджменте
- 2. Управление нововведениями в организации.
- 3. Асимметрия информации на рынке и способы борьбы с ней
- Билет 15
- 1. Понятие и состав внешней среды управления, ее динамика
- 2. Инновации в организации: понятие, виды, практическая значимость.
- 3. Формирование видов прибыли и направления использование чистой прибыли.
- Билет 16
- 1. Концепции организации в теории управления.
- 2. Информационная модель рабочего места менеджера.
- 3. Интеграция фирм: виды, цели, последствия для общественного благосостояния.
- Билет 17
- 1. Планирование как функция управления. Виды планов.
- 2. Управленческие документы: понятие, признаки, специфика и виды.
- 3. Бюджетная система рф
- Билет 18
- 1. Стратегическое и оперативное управление в организации.
- 2. Некоммерческий маркетинг
- Сущность некоммерческого маркетинга
- 3. Налоги и налоговая система в рф. Влияние системы налогообложения на финансовую политику предприятия.
- Билет 19
- 1. Стратегические планы: понятие, состав, технологии разработки.
- 2. Сопротивление изменениям: понятие, проявления, виды, задачи, технологии.
- 3. Проблемы функционирования рынка ценных бумаг.
- Билет 20
- 1. Стратегический потенциал организации: понятие, виды, практическая значимость для организации.
- 2.Управление конфликтными ситуациями в организации.
- 3. Финансы, финансовая система и финансовый рынок.
- Билет 21
- 1. Международная финансовая система и международные финансовые рынки.
- 2. Основные технологии подбора и расстановки персонала в организации.
- 3 .Банковская система России. Формы взаимодействия банков и организаций.
- Билет 22
- 1. Управление карьерой как фактор повышения эффективности деятельности организации.
- 2. Методы управленческого воздействия.
- 3. Кредитная система Российской Федерации
- Билет 23
- 1. Методы оценки конкурентоспособности фирмы и работы с персоналом
- Оценка персонала
- Методы оценки персонала по их направленности
- 1. Качественные методы - методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения.
- 2. Комбинированные методы. В их основу положены как описательный принцип, так и количественные характеристики.
- 3. Количественные методы оценки, в результате применения которых можно определить уровень деловых качеств работников с достаточной степенью объективности.
- 2.Стиль управления в организации: понятие и виды.
- 3.Организация наличного и безналичного денежного оборота в рф. Пути совершенствования наличных и безналичных расчетов в организациях.
- Билет 24
- 1. Современные подходы к управлению человеческими ресурсами в организации.
- 2. Управление финансами предприятия (финансовый менеджмент).
- 3. Функции, принципы и методы маркетинговой деятельности.
- Билет 25
- 1. Поведение человека в организации и его особенности.
- 2. Управление капиталом предприятия.
- 3. Маркетинговая среда: контролируемые и неконтролируемые факторы.
- Билет 26
- 1.Экспертные методы исследования систем управления.
- 2. Управление инвестициями и критерии эффективности инвестиционных решений.
- Вопрос 3 Билет 27
- 1. Власть и лидерство в организации, их соотношение.
- 2. Разработка финансовой политики предприятия.
- 3. Маркетинговые исследования. Сегментация рынка по потребителям, товарам и конкурентам.
- Билет 28
- 1. Делегирование полномочий в современных организациях.
- 2. Управление реальными и финансовыми инвестициями предприятия. Формирование инвестиционного портфеля предприятия.
- 3. Товар, его свойства. Этапы разработки нового товара и жизненный цикл товара.
- Билет 29
- 1. Контроллинг как инструмент принятия управленческих решений.
- 2. Управление финансовыми рисками на предприятии.
- 3. Конкурентоспособность товара и ее основные параметры.
- Билет 30
- 1. Методы стратегического анализа среды управления.
- 2. Денежный оборот и система расчетов на предприятии.
- 3. Ценовая политика в системе маркетинга.