18.Технология разработки ур
Под процессом принятия управленческого решения понимается циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управляемы, то и процесс принятия решений может быть достаточно прост. В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимается решение, которое оказывает на нее прямое воздействие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному.
В случае, если решение проблемной ситуации неоднозначно, то процесс принятия решений требует определенной структуризации с выделением этапов и процедур.
Анализ ситуации основан на сборе и обработке информации из внешней и внутренней среды. Позволяет менеджерам определить отклонения функционирующей системы от заданного или запланированного режима.
Идентификация проблемы позволяет установить сущность и причину расхождения между планируемыми и фактическими показателями деятельности организации.
Определение критериев выбора. Дает возможность выбрать критерии, по которым будет производиться сравнение и выбор альтернатив. Эти показатели называют критериями выбора.
Разработка альтернативных решений. Предполагает поиск и разработку множества альтернативных вариантов решений проблемы.
Выбор альтернативы. Осуществляется путем сравнения недостатков и достоинств каждой альтернативы. Здесь необходимо учитывать фактор риска, т.е. определять вероятность осуществления каждой альтернативы. Предпочтение отдается тому варианту решения, который обеспечивает достижение результата с наиболее высокой степенью вероятности.
Согласование решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, когда одни члены организации разрабатывают решение, другие – его принимают, а третьи – реализуют. В этой связи принятие управленческого решения в организации необходимо рассматривать как групповое решение, а не индивидуальный процесс. Именно организация, а не отдельный руководитель должны реагировать на возникающие проблемы. Поэтому все члены организации должны стремиться к повышению эффективности ее работы. Здесь и возникает необходимость в согласовании мнений и позиций по принятию управленческого решения.
С подобной позицией могут не согласиться менеджеры, тяготеющие к принятию индивидуальных решений. Однако практика показывает, что решение быстрее и эффективней реализуется, когда у исполнителей имеется возможность высказать мнение по поводу принимаемого решения, внести свои предложения и пр. В этом случае принятое решение воспринимается как свое, а не навязанное « сверху». Систематическое игнорирование мнения подчиненных ведет к формированию авторитарного стиля руководства.
Вместе с тем совершенно очевидно, что в ряде случаев, чаще на оперативном и тактическом уровне, менеджер вынужден принимать решения единолично без обсуждения и согласования.
Управление реализацией. Принятое решение (альтернатива) должна быть реализована. Для этого необходимо разработать план мероприятий или программу выполнения решения, которые предусматривают использование ресурсов, технологий, источники финансирования, определяют сроки и ответственных за реализацию решения. В ходе выполнения решения менеджер обязан следить за тем, как оно выполняется, а в случае необходимости оказывать помощь и вносить свои коррективы.
Контроль и оценка результатов. На данном этапе производится анализ и оценка полученных фактических результатов и степень их отклонения от запланированных показателей. Однако следует помнить, что управленческое решение всегда носит временный характер. Срок его действия соответствует периоду относительного постоянства проблемной ситуации. Поэтому главная задача контроля - своевременно выявлять убывающую эффективность решения и осуществлять его коррекцию.
Представленная схема процесса принятия решения отображает логику управленческой деятельности, а не ее сложность. На практике этот процесс более сложен и допускает не только последовательность, но и параллельность отдельных процедур. Эффективность же данного процесса во многом зависит от методов, которыми оперируют менеджеры при выполнении всех необходимых видов управления .
В процессе разрешения проблем для усиления способности менеджеров к принятию обоснованных эффективных управленческих решений, направленных на постановку и достижение целей организации, применяются различные методы управления.
Выделяют два основных класса методов управления: методы моделирования и методы экспертных оценок .
Методы моделирования основываются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.
Разработка управленческого решения с помощью методов моделирования включает в себя ряд этапов:
постановка задачи решения проблемы;
количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;
построение математической модели изучаемого объекта;
количественное решение модели и нахождение оптимального решения;
проверка адекватности математической модели;
корректировка и обновление математической модели.
К наиболее распространенным математическим моделям следует отнести: модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать задачи управления с применением методов экономико-математического моделирования.
Методы экспертных оценок. Применяются при разработке управленческих решений, которые полностью или частично не поддаются количественному анализу. Полученная информация с целью минимизации погрешностей и влияния субъективного фактора обрабатывается с помощью специальных логических и математических процедур и преобразуется в форму, удобную для выработки решения.
Для проведения экспертизы формируется организационная группа, обеспечивающая условия для эффективной работы экспертов. Основные задачи группы:
-постанова проблемы, определение цели и задач экспертизы;
-разработка процедуры проведения экспертизы;
-отбор, проверка компетентности и формирование группы экспертов;
-проведение опроса экспертов и получение их оценок;
-обработка, формализация и интерпретация полученной информации.
Среди методов экспертных оценок широко распространены методы группового опроса: метод номинальной групповой техники, метод «мозговой атаки», метод Дельфи.
Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций. Поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают свои предложения в письменном виде самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта, представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики). Только после этого каждый член группы, независимо от других, в письменном виде проставляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения.
Метод мозговой атаки заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и даже логичности. Основной принцип данного метода – чем больше предложений, тем лучше. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей. В результате формируется список, в котором все предложения структурируются по определенным параметрам-ограничениям, а также по их результативности.
Метод Дельфи используется в тех случаях, когда сбор группы невозможен. Решение проблемы осуществляется в следующей последовательности:
1.Членам группы предлагается ответить на детально сформулированный перечень вопросов по обсуждаемой проблеме. Каждый член группы отвечает на вопросы независимо и анонимно.
2.Результаты ответов собираются в центре и на их основании, составляется интегральный документ, содержащий все варианты решений.
3.Каждый член группы получает копию этого материала.
4.Принимается согласованное решение.
Как и при использовании номинальной групповой техники, при данном методе обеспечивается независимость мнения отдельных членов группы. Однако существенно увеличиваются затраты времени на разработку решений, а количество обсуждаемых альтернатив уменьшается.
В заключение необходимо отметить, что при разработке и принятии управленческих решений менеджеры, как правило, используют комбинацию методов управления.
- Принципы выделения критериев и ограничений
- 1.Единоначалие:
- 2.Единогласие:
- 3.Большинство:
- 5.Компромисс:
- 3.Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 4.Классификация управленческих решений
- 5.Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 6.Уровни принятия управленческих решений
- 7.Этапы принятия управленческих решений
- 8.Факторы, влияющие на качество управленческих решений
- 9.Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений
- 13.Типология решений
- 14.Модели процесса принятия решения
- 16.Методология процесса разработки ур
- 17.Организация разработки ур
- 18.Технология разработки ур
- 19.Моделирование процесса разработки решения
- 20.Альтернативы достижения цели и выбор решения
- 21.Определение альтернатив действия
- 23.Принятие решений в условиях определенности
- 24.Приемы разработок и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- 25. Принятие решений при условии стохастической неопределенности
- 26.Методы коллективного принятия решений
- 27.Методы принятия управленческих решений
- 31.Стратегические и тактические решения
- 32.Необходимость и сущность управленческой деятельности
- 35. Информационное обеспечение принятия управленческих решений
- 36.Воздействие факторов внешней и внутренней среды
- 37.Выявление управляемых факторов и определение альтернатив
- 38.Разработка ур при неопределенности ситуации
- 48.Регламентное управление и разделение ответственности