20.Альтернативы достижения цели и выбор решения
Особенности целей (по масштабности, содержанию, временному признаку, объему затрат, ресурсоемкости и др.) диктуют и способ их достижения. Так, могут сложиться ситуации, разрешение которых связано с выбором одного из типов действий:
1) решение принимать или не принимать (по принципу «делать или не делать»),
2) решение с двумя вариантами достижения цели,
3) решение с тремя и более вариантами.
Цели, типы решений и методы разрешения изложены в таблице 2.
Решения типа «делать - не делать» встречаются в бизнесе достаточно часто. Например: участвовать в ярмарке или нет, принять на работу претендента или нет. В условиях, когда решение следует принять быстро: предпринимать какие-то действия или нет (вы мучаетесь, не зная, что делать), специалист по психологии принятия решений Р. Доусон рекомендует бросить монетку. Типичным для людей, живущих на разных континентах, стал ход рассуждений: если выпадет орел, делаю то-то, если решка - нет. Если вы не разделяете этого совета, можно прибегнуть к составлению проверочной анкеты.
Таблица 3
Характер целей | Типы решений | Методы реализации |
Простые | Решения типа «делать - не делать» | 1) подбросить монету (орел или решка) 2) анкетный опрос 3) оценка количественных показателей |
Умеренно сложные | Решение с двумя вариантами | 1) 10-бальная рейтинговая система 2) таблица Б. Франклина 3) аналитически-цифровой метод |
Сложные | Решения с тремя и более вариантами | сопоставление вариантов на основе оценки приоритета целей и вероятности их достижения |
Для этого составляется перечень требований (условий) к тому или иному решению и передается исполнителям. При отсутствии необходимых требований решение не принимается. Например, при подборе кадров определенной специальности анкета может содержать такие требования:
1. Стаж работы не менее трех лет, причем один год по данной специальности.
2. Поездки в командировки не менее четырех раз в год.
3. Согласие на зарплату без претензий к администрации.
4. Хорошее физическое состояние здоровья.
Суть метода принятия решений «по оценке количественных показателей» состоит в следующем. В правой стороне таблицы указывается группа положительных факторов принятия решений, в левой - отрицательных. Каждый из факторов оценивается в баллах от 1 до 10. По каждой из групп определяется общая сумма баллов и среднее ее значение. Далее средние величины сравниваются. Решение принимается, если среднее значение положительных факторов превосходит, либо наоборот - не принимается, если средняя величина значений отрицательных факторов оказалась выше. В табличной форме это может выглядеть следующим образом:
№ п/п | Положительные факторы принятия решения | Оценка в баллах | № П/П | Отрицательные факторы принятия решения | Оценка в баллах |
1. |
|
| 1. |
|
|
2. |
|
| 2. |
|
|
3. |
|
| 3. |
|
|
4. |
|
|
|
|
|
Итого баллов (сумма строк) | стр. 5 | 5 | Итого баллов (сумма строк) | стр. 5 | |
6. | Среднее значение | стр. 5 4 | 6. | Среднее значение | стр. 5 3 |
Аналогичную работу можно выполнять на двух чистых листах бумаги, отдельно по каждой группе факторов, а затем сравнить их. Преобладание положительных факторов определит принятие данного решения, и наоборот - перевес отрицательных факторов снимет необходимость дальнейших действий.
При решении с двумя альтернативами, (они не столь распространены) следует глубоко изучить проблему и, возможно, свести ее к ситуации «делать - не делать», а далее использовать вышеуказанные методы выбора. Но могут применяться и другие способы, например, рейтинговая система. Это особенно удобно при недостатке информации. Суть ее заключается в том, что используется тест с десятибалльной системой оценок. Наивысшим баллом (10) оценивается самое положительное отношение, низкая оценка (единица) присваивается, соответственно, отрицательному ответу. К примеру, для решения об открытии магазина в данном пункте может быть поставлен вопрос для оценки покупателями: «Как вы относитесь к открытию магазина ... в данном месте (оценить баллом от 1 до 10)? Почему вы оцениваете таким образом?» Аналогично может звучать вопрос о качестве обслуживания, предлагаемых товарах и др. Полученные оценки являются основанием для анализа и принятия соответствующего решения.
Существует метод выбора решений, предложенный Бенджамином Франклином. Он характеризуется тем, что на листе бумаги, разделенной пополам, слева пишется «за» (принятие решения), справа - «против». В течение трех-четырех дней в результате обдумывания решения заносятся доводы соответственно в левую или правую части. По окончании данного срока анализируются записи. Если одному доводу «за» соответствуют два аргумента «против», предложение и аргументы «против» исключаются. Точно также, если двум доводам «за» соответствуют три «против», все пять исключаются. Таким образом, остается количество сбалансированных аргументов. Если в дополнительные один - два дня никаких суждений не появляется, решение принимается.
При наличии альтернативных вариантов применяется для выбора решений и аналитически-цифровой метод. Для этого предварительно выделяются наиболее важные признаки решений, которые оцениваются далее по десятибалльной системе в каждом из вариантов. Например, предстоит построить магазин в одном из двух населенных пунктов - А и Б. В каком начать строительство? Чтобы сделать выбор, оценим повариантно состояние ряда признаков в каждом из пунктов. Разница в сумме баллов по каждому из вариантов поможет выбрать наиболее предпочтительный. В нашем примере выбор падает на пункт А, где целесообразнее осуществить намечаемое строительство.
Таблица 4 - Выбор вариантов решений
№ п/п | Признаки | Пункт А | Пункт Б |
1. | Удобство расположения | 8 | 6 |
2. | Состояние дорог | 10 | 8 |
3. | Наличие материально-технической базы | 5 | 5 |
4. | Доходы обслуживаемого населения | 6 | 5 |
5. | Наличие конкурентов | 3 | 3 |
6. | Наличие спонсоров | 7 | 5 |
| Итого | 39 | 32 |
Как сделать правильный выбор при наличии нескольких альтернатив? Расчет усложняется, но незначительно, и состоит из следующих этапов:
1) выделить основную цель решения и частные подцели;
2.) оценить их приоритетность по десятибалльной системе;
3) установить вероятность достижения каждой из целей («коэффициент приведения») в каждом варианте;
4) определить общий результат по каждому из вариантов (путем произведения приоритетов целей и вероятности их достижения);
5) сопоставить варианты и выбрать вариант с наибольшим значением результата.
Процедура расчета может оформляться таблицей выбора альтернатив достижения целей:
-
№
п/п
Цели
Приоритетность
целей
Вероятность достижения
Результат
Варианты
Варианты
Итого
х
х
х
х
х
Таким образом, можно сделать вывод что, можно применить один или несколько из методов, которые позволят сделать правильный выбор.
- Принципы выделения критериев и ограничений
- 1.Единоначалие:
- 2.Единогласие:
- 3.Большинство:
- 5.Компромисс:
- 3.Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 4.Классификация управленческих решений
- 5.Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 6.Уровни принятия управленческих решений
- 7.Этапы принятия управленческих решений
- 8.Факторы, влияющие на качество управленческих решений
- 9.Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений
- 13.Типология решений
- 14.Модели процесса принятия решения
- 16.Методология процесса разработки ур
- 17.Организация разработки ур
- 18.Технология разработки ур
- 19.Моделирование процесса разработки решения
- 20.Альтернативы достижения цели и выбор решения
- 21.Определение альтернатив действия
- 23.Принятие решений в условиях определенности
- 24.Приемы разработок и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- 25. Принятие решений при условии стохастической неопределенности
- 26.Методы коллективного принятия решений
- 27.Методы принятия управленческих решений
- 31.Стратегические и тактические решения
- 32.Необходимость и сущность управленческой деятельности
- 35. Информационное обеспечение принятия управленческих решений
- 36.Воздействие факторов внешней и внутренней среды
- 37.Выявление управляемых факторов и определение альтернатив
- 38.Разработка ур при неопределенности ситуации
- 48.Регламентное управление и разделение ответственности