logo
Лекции по МПУР Горлова С

7.Этапы принятия управленческих решений

На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были принятыранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требу­ют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать са­мостоятельно, а в ряде случаев — взаимодействуя с другими людьми. При этом все решения должны удовлетворять соответствующим тре­бованиям к их качеству.

Разработку управленческого решения можно разбить на следующие этапы:

1 этап. Постановка задачи:

  1. возникновение новой ситуации;

  2. появление проблемы;

  3. сбор необходимой информации;

  4. описание проблемной ситуации.

Основой постановки задачи является возникновение новой уникальной ситуации, способной коренным образом воздействовать на функционирование системы. Необходимо раскрыть сущность возникновения проблемы и формы ее выражения, выявлять факторы, приведшие к возникновению проблемы.

Для того чтобы раскрыть неопределенность необходимо производить сбор информации. Информацию нужно контролировать с точки зрения надежности.

2 этап. Разработка вариантов решения:

  1. формулирование требований и ограничений;

  2. сбор необходимой информации;

  3. разработка возможных вариантов решения.

Второй этап начинается с формулирования требований и ограничений.

Ограничения налагаются, как правило, на время разработки УР и на привлекаемые ресурсы.

Затем идет сбор необходимой информации: “Как можно решить проблему?”. Здесь используются такие методы как метод мозгового штурма (2 варианта: критика запрещена и критика возможна), метод синектики.

Целью разработки возможных вариантов решения является предложение как можно больше вариантов решения. Для этого используют метод Дельфи и морфологические методы.

3 этап. Выбор варианта или альтернативы:

  1. определение критериев выбора;

  2. выбор решения отвечающего критерию;

  3. оценка возможных последствий;

  4. выбор предпочтительного решения.

Началом третьего этапа является определение критериев выбора, которые могут иметь разные содержание и форму. Этих критериев может быть несколько.

Существует три основных языка выбора альтернатив: критериальный язык, язык бинарных отношений, язык функции выбора.

После выбора решений, отвечающих критериям, осуществляется оценка возможных последствий. Оценка должна быть многосторонней, т.е. охватывать экономическую, социальную, техническую, политическую, организационную сферу в той мере, в которой они могут быть подвержены воздействию выборного решения.

На практике очень часто выбирают не оптимальное решение, а допустимое. Если оно соответствует ограничениям, а с другой стороны обеспечивает улучшение проблемной ситуации.

4 этап. Организация выполнения решения и его оценка:

  1. составление плана реализации решения;

  2. контроль процесса реализации управленческого решения;

  3. оценка решения проблемы.