7.Этапы принятия управленческих решений
На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были принятыранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, а в ряде случаев — взаимодействуя с другими людьми. При этом все решения должны удовлетворять соответствующим требованиям к их качеству.
Разработку управленческого решения можно разбить на следующие этапы:
1 этап. Постановка задачи:
возникновение новой ситуации;
появление проблемы;
сбор необходимой информации;
описание проблемной ситуации.
Основой постановки задачи является возникновение новой уникальной ситуации, способной коренным образом воздействовать на функционирование системы. Необходимо раскрыть сущность возникновения проблемы и формы ее выражения, выявлять факторы, приведшие к возникновению проблемы.
Для того чтобы раскрыть неопределенность необходимо производить сбор информации. Информацию нужно контролировать с точки зрения надежности.
2 этап. Разработка вариантов решения:
формулирование требований и ограничений;
сбор необходимой информации;
разработка возможных вариантов решения.
Второй этап начинается с формулирования требований и ограничений.
Ограничения налагаются, как правило, на время разработки УР и на привлекаемые ресурсы.
Затем идет сбор необходимой информации: “Как можно решить проблему?”. Здесь используются такие методы как метод мозгового штурма (2 варианта: критика запрещена и критика возможна), метод синектики.
Целью разработки возможных вариантов решения является предложение как можно больше вариантов решения. Для этого используют метод Дельфи и морфологические методы.
3 этап. Выбор варианта или альтернативы:
определение критериев выбора;
выбор решения отвечающего критерию;
оценка возможных последствий;
выбор предпочтительного решения.
Началом третьего этапа является определение критериев выбора, которые могут иметь разные содержание и форму. Этих критериев может быть несколько.
Существует три основных языка выбора альтернатив: критериальный язык, язык бинарных отношений, язык функции выбора.
После выбора решений, отвечающих критериям, осуществляется оценка возможных последствий. Оценка должна быть многосторонней, т.е. охватывать экономическую, социальную, техническую, политическую, организационную сферу в той мере, в которой они могут быть подвержены воздействию выборного решения.
На практике очень часто выбирают не оптимальное решение, а допустимое. Если оно соответствует ограничениям, а с другой стороны обеспечивает улучшение проблемной ситуации.
4 этап. Организация выполнения решения и его оценка:
составление плана реализации решения;
контроль процесса реализации управленческого решения;
оценка решения проблемы.
- Принципы выделения критериев и ограничений
- 1.Единоначалие:
- 2.Единогласие:
- 3.Большинство:
- 5.Компромисс:
- 3.Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 4.Классификация управленческих решений
- 5.Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 6.Уровни принятия управленческих решений
- 7.Этапы принятия управленческих решений
- 8.Факторы, влияющие на качество управленческих решений
- 9.Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений
- 13.Типология решений
- 14.Модели процесса принятия решения
- 16.Методология процесса разработки ур
- 17.Организация разработки ур
- 18.Технология разработки ур
- 19.Моделирование процесса разработки решения
- 20.Альтернативы достижения цели и выбор решения
- 21.Определение альтернатив действия
- 23.Принятие решений в условиях определенности
- 24.Приемы разработок и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- 25. Принятие решений при условии стохастической неопределенности
- 26.Методы коллективного принятия решений
- 27.Методы принятия управленческих решений
- 31.Стратегические и тактические решения
- 32.Необходимость и сущность управленческой деятельности
- 35. Информационное обеспечение принятия управленческих решений
- 36.Воздействие факторов внешней и внутренней среды
- 37.Выявление управляемых факторов и определение альтернатив
- 38.Разработка ур при неопределенности ситуации
- 48.Регламентное управление и разделение ответственности