logo
Ekzamen_po_Strategicheskomu_Planirovaniyu

1. Исторические предпосылки возникновения стратегического планирования.

В истории современного мирового предпринимательства условно выделяют 3 периода:

В эпоху массового производства начала XX века основные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижающего издержки выпуска в основном стандартной продукции. Тогда же сформировался набор управленческих представлений и подходов, который позже получил название производственного подхода или стереотипа.

Насыщение основных потребительских рынков и переход от стандартизированной продукции к дифференцированной обусловили смену эпохи массового производства эпохой массового сбыта.

Переход к рыночной ориентации потребовал иного отношения к задачам управления.

Во второй половине XX века началось ускоренное развитие событий, которые стали менять границы, структуры и динамику предпринимательства. Мировая экономика вошла в постиндустриальную эпоху. Технический прогресс изменения структуры потребления, рост доходов потребителей коренным образом изменили характер потребительского спроса

Огромную роль в бизнесе приобрели средства информатизации. Доступ к информации и умение её анализировать стали играть решающую роль в конкурентной борьбе и достижении долгосрочного успеха.

Особенностью последнего времени в сфере предпринимательской деятельности является практически отсутствие готовых решений в управлении предприятием, невозможность стереотипного гарантирования даже самых удачных идей.

В ажным стало понимание, что любое сложное решение, особенно в постановке стратегических вопросов является по своей сути уникальной; более того уникальность решений является основой конкурентных преимуществ. Любое сложное решение всегда основывается на опыте и знаниях, а интуиция может подсказать руководителю только те решения о последствиях которых он имеет представление.

В результате эволюции подходов управления предприятиями сформировалось множество различных по сложности методологических уровней среди которых можно условно выделить 5 основных групп:

1. Ненасыщенность потребительских рынков эпохи массового производства позволяло предприятиям в рамках примитивного подхода ориентироваться на текущие проблемы без заглядывания в будущее.

2. Формальное планирование связанное с заполнением плановых форм и расчетами нормативных показателей ограничивалось бюджетированием, т.е. составлением переодических финансовых смет по статьям расходов на разные цели. Позже финансовые планы стали составляться и по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций, в отдельности: по производству, маркетингу, НИОКР и т.д. В начале 60х гг. Американские и европейские корпорации начали создавать у себя новую функцию в планировании, направленную не только внутрь предприятия, но и на окружающую его среду.

3. Первоначальная функция планирования развития предприятия во внешней среде приняла форму долгосрочного планирования, сравнительно медленное нарастание характеристик изменчивости внешней среды обусловило приоритетное использование в планировании и управлении экстрополяционных и статистических экономико-математических методов.

_________________________________

1 2 3 4 5 10

Тенденция Прогноз

Однако дальнейшее повышение изменчивости среды выявило серьезные недостатки долгосрочного планирования, в частности низкую адекватность комплексных моделей, связанную с попыткой перенесения прошлых закономерностей на будущее без учета вновь открывающихся факторов и переменных внешней среды

4. Выявленный недостаток послужил толчком к развитию новой методологии стратегического планирования, представляющего собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством и ведущих реализацией и стратегий, предназначенных для того, чтобы способствовать достижению целей организации. В рамках стратегического планирования эктрополяция была заменена развернутым стратегическим анализом, который связывает цели и перспективы их достижения. Арсенал стратегического планирования пополнился методами построения сценария, моделями анализа портфельных капитальных вложений, методами планирования, технологиями экспертных оценок. Пристальное внимание было обращено к анализу потенциала предприятия, выявлению его сильных и слабых сторон.

5. Принципиальным условием реализации стратегического управления является наличие стратегического мышления и видения. Стратегическое мышление обременительно бизнесом означает способность увидеть его будущую идеальную модель, а значит и новую конфигурацию деятельности организации.

Стратегическое видение – это образ будущего состояния организации, которой по средствам системы существенных характеристик дает профессионально качественные представления о бизнес-успехе организации в конкретной стратегической перспективе. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью стратегического управления.