1. Исторические предпосылки возникновения стратегического планирования.
В истории современного мирового предпринимательства условно выделяют 3 периода:
В эпоху массового производства начала XX века основные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижающего издержки выпуска в основном стандартной продукции. Тогда же сформировался набор управленческих представлений и подходов, который позже получил название производственного подхода или стереотипа.
Насыщение основных потребительских рынков и переход от стандартизированной продукции к дифференцированной обусловили смену эпохи массового производства эпохой массового сбыта.
Переход к рыночной ориентации потребовал иного отношения к задачам управления.
Во второй половине XX века началось ускоренное развитие событий, которые стали менять границы, структуры и динамику предпринимательства. Мировая экономика вошла в постиндустриальную эпоху. Технический прогресс изменения структуры потребления, рост доходов потребителей коренным образом изменили характер потребительского спроса
Огромную роль в бизнесе приобрели средства информатизации. Доступ к информации и умение её анализировать стали играть решающую роль в конкурентной борьбе и достижении долгосрочного успеха.
Особенностью последнего времени в сфере предпринимательской деятельности является практически отсутствие готовых решений в управлении предприятием, невозможность стереотипного гарантирования даже самых удачных идей.
В ажным стало понимание, что любое сложное решение, особенно в постановке стратегических вопросов является по своей сути уникальной; более того уникальность решений является основой конкурентных преимуществ. Любое сложное решение всегда основывается на опыте и знаниях, а интуиция может подсказать руководителю только те решения о последствиях которых он имеет представление.
В результате эволюции подходов управления предприятиями сформировалось множество различных по сложности методологических уровней среди которых можно условно выделить 5 основных групп:
1. Ненасыщенность потребительских рынков эпохи массового производства позволяло предприятиям в рамках примитивного подхода ориентироваться на текущие проблемы без заглядывания в будущее.
2. Формальное планирование связанное с заполнением плановых форм и расчетами нормативных показателей ограничивалось бюджетированием, т.е. составлением переодических финансовых смет по статьям расходов на разные цели. Позже финансовые планы стали составляться и по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций, в отдельности: по производству, маркетингу, НИОКР и т.д. В начале 60х гг. Американские и европейские корпорации начали создавать у себя новую функцию в планировании, направленную не только внутрь предприятия, но и на окружающую его среду.
3. Первоначальная функция планирования развития предприятия во внешней среде приняла форму долгосрочного планирования, сравнительно медленное нарастание характеристик изменчивости внешней среды обусловило приоритетное использование в планировании и управлении экстрополяционных и статистических экономико-математических методов.
_________________________________
1 2 3 4 5 10
Тенденция Прогноз
Однако дальнейшее повышение изменчивости среды выявило серьезные недостатки долгосрочного планирования, в частности низкую адекватность комплексных моделей, связанную с попыткой перенесения прошлых закономерностей на будущее без учета вновь открывающихся факторов и переменных внешней среды
4. Выявленный недостаток послужил толчком к развитию новой методологии стратегического планирования, представляющего собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством и ведущих реализацией и стратегий, предназначенных для того, чтобы способствовать достижению целей организации. В рамках стратегического планирования эктрополяция была заменена развернутым стратегическим анализом, который связывает цели и перспективы их достижения. Арсенал стратегического планирования пополнился методами построения сценария, моделями анализа портфельных капитальных вложений, методами планирования, технологиями экспертных оценок. Пристальное внимание было обращено к анализу потенциала предприятия, выявлению его сильных и слабых сторон.
5. Принципиальным условием реализации стратегического управления является наличие стратегического мышления и видения. Стратегическое мышление обременительно бизнесом означает способность увидеть его будущую идеальную модель, а значит и новую конфигурацию деятельности организации.
Стратегическое видение – это образ будущего состояния организации, которой по средствам системы существенных характеристик дает профессионально качественные представления о бизнес-успехе организации в конкретной стратегической перспективе. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью стратегического управления.
- 1. Исторические предпосылки возникновения стратегического планирования.
- 2. Причины, препятствующие внедрению стратегического планирования на российских предприятиях.
- 3. Понятие стратегического планирования и его место в управлении.
- 4. Различия между стратегическим планированием и стратегическим управлением.
- 5. Типология стратегического планирования.
- 6. Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности.
- 7. Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования.
- 8. Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации.
- 9. Реактивное стратегическое планирование. Преимущества и недостатки.
- 10. Инактивное стратегическое планирование. Преимущества и недостатки.
- 11. Преактивное стратегическое планирование. Преимущества и недостатки.
- 12. Интерактивное стратегическое планирование. Преимущества и недостатки.
- 13. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты.
- 14. Различия между бизнес-планом и стратегическим планом.
- 15. Недостатки стратегического планирования.
- 16. Процесс стратегического планирования и его этапы.
- 17. Преимущества стратегического планирования.
- 18. Система методологии стратегического планирования.
- 19. Принципы стратегического планирования.
- 20. Система показателей, используемых в планировании.
- 21. Методы стратегического планирования.
- 22. Видение и миссия организации.
- 23. Значение и содержание миссии.
- 24. Цели стратегического планирования в организации.
- 25. Основные задачи стратегического планирования в организации.
- 26. Анализ внутренней и внешней среды предприятия.
- 27. Признаки для характеристики внутренней среды.
- 28. Swot - анализ.
- 29. Выработка стратегии предприятия.
- 30. Формирование общей стратегии организации и ее виды.
- 31. Формирование конкурентной стратегии организации.
- 32. Формирование функциональных стратегий организации и их элементы.
- 33. Определение стратегического плана и его структура.
- 34. Показатели стратегического плана.
- 35. Определение и цели бизнес-плана.
- 36. Классификация бизнес-планов.
- 37. Структура бизнес-плана.
- 38. Виды рисков, учитываемые при бизнес-планировании.
- 39. Финансовый план бизнес-плана и определение точки безубыточности.
- 40. Бюджетирование в системе планирования деятельности предприятия.
- 41. Цели, принципы и функции бюджетирования.
- 42. Система и структура бюджетов на предприятии.
- 43. Сводный бюджет предприятия.
- 44. Понятие прогнозирования и виды прогнозов.
- 45. Методы прогнозирования.
- 46. Классификация прогнозов.
- 47. Источники информации при разработке прогнозов.
- 48. Методы экспертных оценок. Метод комиссий.
- 49. Методы экспертных оценок. Метод простого ранжирования, метод задания весовых коэффициентов.
- 50. Методы экспертных оценок. Метод Дельфи и метод сценариев.