2. Причины, препятствующие внедрению стратегического планирования на российских предприятиях.
На пути внедрения рациональных методов стратегического планирования встречаются серьезные препятствия. С 1й стороны руководители имеют в том, что стратегическое планирование позволяет сделать предприятие более эффективным, увеличить стоимость предприятия; с другой стороны, выстраиваемая система планирования часто оказывается неработоспособной. Затраты превышают планируемые, а ожидаемый эффект не достигается.
Причины подобных неудач:
1) Стремление к «абсолютно правильной стратегии» Руководители часто ожидают от стратегии ( от тех, кто её разрабатывает) готовых рецептов на все случаи жизни, которые позволяют давать однозначный ответ на неизбежно возникающие проблемы, связанные с внешней и внутренней средой организации. В связи с этим от стратегии ожидается абсолютная правильность. Часто вина за стратегические ошибки возлагается исключительно на разработчиков стратегии, хотя во многих случаях истинные причины неудач заложены в механизм реализации.
2) Несогласованность стратегии с реальными исполнителями. Стратегия должна быть с самого начала согласована с теми исполнителями, от которых будет непосредственно зависеть успешность её реализации. В противном случае трудно надеяться на её успешность, т.к. сама идея стратегического планирования с одной стороны подразумевает сплоченность исполнителей в достижении общей цели, с другой – требует от них проявления инициативы и творческих способностей.
3) Стремление к копированию чужого опыта и шаблонных решений. Поиск в литературе готовых решений для конкретного случая на других предприятиях на практике абсолютно бессилен (бессмыслен). Любая сложная проблема имеет уникальное решение.
4) Опоздание с внедрением. Многие руководители считают, что стратегическое планирова-ние является необходимым только для больших предприятий. В результате, если предприя-тие растет и приходит осознание необходимости стратегического планирования, приходится все делать практически с нуля, ломая сформировавшиеся традиции и сознание менеджеров.
5) Недостаточная квалификация и готовность менеджеров. Каждый новый цикл стратегического планирования связан с необходимостью повышения компетенции как самого предприятия, так и менеджеров. Именно высокая квалификация и мотивация менеджеров позволяет проводить наиболее радикальные изменения.
6) Отсутствие достаточной воли руководства и собственников. Важным условием для стратегического планирования является желание собственников и высших менеджеров участвовать в этом процессе, подкрепленная реальной решимостью, усилиями и готовностью использовать для этого все необходимые ресурсы.
7) Опасения руководства по поводу слишком кардинальных решений. Последствия принимаемых стратегий и решений играют определяющую роль в судьбе компании на протяжении длительного периода времени. Поэтому стратегические ошибки очень сложно исправить, тем более оперативными методами.
8) Недооценка неопределенности внешней среды предприятия и отсутствие разумного баланса между целостностью и гибкостью стратегии. В виду своей долгосрочности стратегическое планирование всегда осуществляется в условиях высокой неопределенности, поэтому руководство предприятия всегда должно быть готово к проведению корректирующих изменений. Однако, здесь таится серьезная опасность, связанная с соблазном постоянного изменения стратегического курса в соответствии с веяниями => этот курс перестает быть стратегическим, поэтому все изменения должны быть согласованны. Любой выход за рамки стратегии должен быть обоснован.
9) Переоценка потенциала предприятия. При постановке долгосрочных целей и определения стратегии их достижения должны учитываться реальные возможности компании. Поставленные цели должны быть реализуемы, а задачи – выполнимы.
- 1. Исторические предпосылки возникновения стратегического планирования.
- 2. Причины, препятствующие внедрению стратегического планирования на российских предприятиях.
- 3. Понятие стратегического планирования и его место в управлении.
- 4. Различия между стратегическим планированием и стратегическим управлением.
- 5. Типология стратегического планирования.
- 6. Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности.
- 7. Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования.
- 8. Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации.
- 9. Реактивное стратегическое планирование. Преимущества и недостатки.
- 10. Инактивное стратегическое планирование. Преимущества и недостатки.
- 11. Преактивное стратегическое планирование. Преимущества и недостатки.
- 12. Интерактивное стратегическое планирование. Преимущества и недостатки.
- 13. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты.
- 14. Различия между бизнес-планом и стратегическим планом.
- 15. Недостатки стратегического планирования.
- 16. Процесс стратегического планирования и его этапы.
- 17. Преимущества стратегического планирования.
- 18. Система методологии стратегического планирования.
- 19. Принципы стратегического планирования.
- 20. Система показателей, используемых в планировании.
- 21. Методы стратегического планирования.
- 22. Видение и миссия организации.
- 23. Значение и содержание миссии.
- 24. Цели стратегического планирования в организации.
- 25. Основные задачи стратегического планирования в организации.
- 26. Анализ внутренней и внешней среды предприятия.
- 27. Признаки для характеристики внутренней среды.
- 28. Swot - анализ.
- 29. Выработка стратегии предприятия.
- 30. Формирование общей стратегии организации и ее виды.
- 31. Формирование конкурентной стратегии организации.
- 32. Формирование функциональных стратегий организации и их элементы.
- 33. Определение стратегического плана и его структура.
- 34. Показатели стратегического плана.
- 35. Определение и цели бизнес-плана.
- 36. Классификация бизнес-планов.
- 37. Структура бизнес-плана.
- 38. Виды рисков, учитываемые при бизнес-планировании.
- 39. Финансовый план бизнес-плана и определение точки безубыточности.
- 40. Бюджетирование в системе планирования деятельности предприятия.
- 41. Цели, принципы и функции бюджетирования.
- 42. Система и структура бюджетов на предприятии.
- 43. Сводный бюджет предприятия.
- 44. Понятие прогнозирования и виды прогнозов.
- 45. Методы прогнозирования.
- 46. Классификация прогнозов.
- 47. Источники информации при разработке прогнозов.
- 48. Методы экспертных оценок. Метод комиссий.
- 49. Методы экспертных оценок. Метод простого ранжирования, метод задания весовых коэффициентов.
- 50. Методы экспертных оценок. Метод Дельфи и метод сценариев.