8. Понятие целевого управления и его организационная сущность
С точки зрения целевого подхода управление рассматривается как система, ориентированная на достижение определенных целей. Именно цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования и осуществления деятельности предприятия.
Цели, стоящие перед фирмой, принято называть целями функционирования. Их назначение велико. Во-первых, потому, что в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют её цели функционирования.
Во-вторых, во избежание деятельности, которая мешает достижению целей функционирования, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя.
Цели функционирования подразделяются на качественные и количественные. Количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, а для оценки качественных целей необходимо применение метода экспертных оценок.
Кроме того, каждая фирма фиксирует свое состояние в будущем в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Краткосрочными считаются цели сроком реализации до одного года. К среднесрочным относятся цели, которые можно достичь в период от одного до трех лет. Цели, для достижения которых необходим период, превышающий три года, считаются долгосрочными. Максимальный срок достижения долгосрочных целей обычно колеблется в промежутке от пяти до пятнадцати лет.
Целевое управлениеприменяется при практической реализации в производстве какой-либо крупной научно-исследовательской разработки.
Главная задача– оперативно решать возникающие технико-технологогические, организационные, финансовые и другие проблемы, которые всегда возникают в производстве на стадии освоения новой техники и прогрессивных технологий.
Организационная сущность:
– формальные процедуры (как правильно приказом) по предприятию назначается руководитель целевой группы, которому даются широкие полномочия в части решения всех проблем, возникающих в процессе освоения новшеств на всех уровнях ОСУ предприятия.
– в целевую группу назначаются квалифицированные специалисты всех функциональных структур предприятия, имеющие отношение к реализации целевой программы. Этим специалистам даются широкие полномочия в пределах их компетенции части решения проблем, имеющих отношение к той функциональной службе, от которой назначен специалист в целевую группу.
– в целевую группу назначаются «по согласованию» представители разрабатывающей реализуемой новшество организацией, если она не является функциональной структурой предприятия, осваивающего данное новшество.
Если в процессе реализации новшества выясняется, что инновационная продукция благоприятно воспринята рынком и требует быстрого наращивания объемов ее производства на предприятии, то на исключено создание в рамках предприятия самостоятельного производства, руководителем которого может стать руководитель ранее созданной целевой группы.
Т. е. главная задача – как можно быстрее реализовать НИОКР-ую разработку.
- Вопросы к государственному экзамену по специальности «Менеджмент организации»
- 1.Знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении.
- 2. Способность менеджеров работать с людьми.
- 4. Роль четырехзвенника: «знают» – «могут» – «хотят» – «успевают» в эффективности управления. Характеристика звеньев.
- 5. Основные функции управления. Их характеристика.
- 6. Управление как информационный процесс. Предмет труда, средства труда и результат труда руководителя.
- 7. Стили управления. Их преимущества, недостатки и область применения.
- Преимущества стиля
- Недостатки стиля
- Область применения автократического стиля
- Преимущества стиля
- Область применения демократического стиля
- Преимущества стиля
- Недостатки либерального стиля
- Область применения либерального стиля
- 8. Понятие целевого управления и его организационная сущность
- 9.«Дерево целей», как метод решения организационно-управленческих проблем.
- 10-11.Теории мотивации
- Первоначальные теории мотивации
- Теория «X», «у» и «z»
- 12. Понятие власти и ее формы
- 2. Власть, основанная на вознаграждении.
- 3. Власть, основанная на использовании высокого уровня компетенции, квалификации, профессионализма управленческих работников (экспертная власть)
- 4.Власть, основанная на убеждении
- 5. Власть, основанная на исключительных качествах руководителя (харизматического лидера) – эталонная власть.
- 13.Понятие конфликта. Причины и типы конфликтов.
- 14.Методы управления конфликтами
- 16. Основные особенности японской системы управления
- 17. Сравнительный анализ особенностей стиля управления в Японии, Америке и Европе.
- 18. Система Тейлора
- 19.«Классическая»(административная) школа управления (а. Файоль, л. Гьюлик, л. Урвик).
- 20.«Школа человеческих отношений» (э.Мэйо).
- 21.«Эмпирическая школа управления»(п. Дракер)
- 22. Прогнозирование, его цели и задачи.
- 23. Принцип временной сменяемости руководителей.
- 24. Принцип двоецелия решений.
- 25. Принцип полноты ответственности и принцип единоличного распорядительства.
- 26. Принцип анализа проблем на адекватность
- 27. Планирование как функция управления
- 28. Делегирование полномочий
- Некоторые препятствия к эффективному делегированию.
- 29. Процесс принятия управленческого решения
- 30. Системный и ситуационный подходы в управлении
- Ситуационный подход к управлению
- 2. Кадровая служба и кадровая политика предприятия
- Анализ кадрового потенциала
- Трудовые перемещения персонала
- Планирование деловой карьеры персонала
- 6. Профессиональный набор и отбор персонала
- Источники набора: достоинства и недостатки
- 4.Отбор – мероприятия для выявления из кандидатов лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы и последующего найма.
- Профессиональное обучение персонала: виды, формы и методы
- 9.Трудовая адаптация
- Адаптация
- Понятие стратегического управления
- Различия оперативного и стратегического управления
- 3.Этапы процесса стратегического управления
- 5.Анализ структуры окружения фирмы
- Pest (step) -анализ общей среды предприятия
- Pest -анализ факторов макросреды
- 6.Методы анализа среды фирмы (swot-анализ, матрица бкг, модель Мак-Кинзи и др.)
- 5.Модель пяти конкурентных сил
- 6.Стратегия концентрированного роста.
- 7.Стратегия интегрированного роста.
- 8.Стратегия диверсифицированного. Роста
- 9.Стратегия целенаправленного сокращения.
- Стратегии развития бизнеса
- 10.Основные стратегии конкуренции
- 1. Исторические модели организацийОрганизационный процесс ф.У. Тейлора
- «Организация – машина» (а. Файоль, л. Гьюлик, л. Урвик).
- Бюрократическая модель (м. Вебер).
- «Организация – община» (э. Мейо).
- «Естественная» организация (т. Парсонс, р. Мертон, а. Этциони).
- Интеракционистская модель (ч. Бернард, г. Саймон, Дж. Марч)
- 2.Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная).
- 3.Матричные структуры.
- 4. Структура и типология г. Минцберга.
- 5. Функции и цели организации
- Классификация целей организаций
- 6. Организация как обучающаяся система
- 7.Информация в организационном процессе.
- Характеристики информации
- Коммуникации в среде организации.
- Конфигурация коммуникационных связей.
- 1.Принятие решений в условиях неопределенности
- 2.Принятие решений в условиях конфликтной ситуации
- 3.Виды управленческих решений
- 4.Учет факторов времени при определении и эффективных решений
- 3.Дисконтированная окупаемость
- 6.Риски при принятии решений
- 6.Временная стоимость денег.
- 7.Формы и содержание финансовой отчетности