10.Основные стратегии конкуренции
Конкурентное преимущество — это те характеристики и свойства товара или марки, а также специфичные формы организации бизнеса, которые обеспечивают предприятию определенное превосходство над своими конкурентами.
Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.
Существует несколько направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:
• лидерство в издержках;
• дифференциация продукции;
• фокусирование (концентрация);
СТРАТЕГИЯ ЛИДЕРСТВА В ИЗДЕРЖКАХ (Стратегия низких издержек)
Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на отдельные элементы товара или услуг и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами.
Можно сказать, что лидерство в издержках — это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства. Реализация конкурентных преимуществ на основе низких издержек возможна при следующих условиях:
оптимальные размеры производства;
развитая сбытовая сеть;
отсутствует возможность для дифференциации продукта;
отраслевая продукция стандартизована, покупатель может приобрести ее у разных продавцов;
предприятие имеет доступ к источникам дешевого сырья, рабочей силы или другим источникам снижения себестоимости продукции.
К числу основных рисков, связанных с лидерством в издержках, можно отнести:
появление технологических новинок, которые сводят на нет преимущества в издержках;
инфляционный рост издержек, подрывающий способность предприятия снижать себестоимость;
изменение предпочтений потребителей, их чувствительность к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик.
Преимущество в издержках относительно пяти сил конкуренции.
• способно противостоять своим прямым конкурентам в случае ценовой войны и получать прибыль при цене, минимально допустимой для конкурентов;
• защита против сильных поставщиков, так как предприятие имеет большую гибкость в случае повышения входных издержек;
• дополнительный барьер входа для новых конкурентов и одновременно может оградить рынок от товаров-заменителей.
СТРАТЕГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Цель дифференциации — придание товару отличительных (в сравнении с товаром основных конкурентов) свойств, которые важны для покупателя. Посредством дифференциации предприятие стремится создать ситуацию монополистической конкуренции, в которой оно благодаря особой продукции обладает значительной рыночной силой.
Дифференциация, или, обособление товара на рынке, означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.
Дифференциация может принимать различные формы:
• признанное технологическое совершенство, лучший дизайн продукта (продуктовая дифференциация);
• имидж предприятия, марки (дифференциация имиджа);
• особый сервис (сервисная дифференциация).
Продуктовая дифференциация — это предложение продуктов с характеристиками и (или) дизайном лучшим, чем у конкурентов.
Дифференциация имиджа — это создание имиджа организации и (или) продуктов, с лучшей стороны отличающего их от конкурентов.
Сервисная дифференциация — это предложение разнообразного и более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня услуг, сопутствующих продаваемым товарам (срочность и надежность поставок, установка оборудования, послепродажное обслуживание, обучение и консультирование клиентов).
Можно выделить несколько необходимых условий для успешной реализации стратегий дифференциации. К числу основных относятся следующие:
• существует множество отличительных характеристик продукции, которые выделяются и ценятся потребителями;
• преобладает ценовая конкуренция;
• признаки дифференциации не могут быть имитированы без привлечения значительных затрат;
• спрос на продукцию разнообразен по структуре.
Преимущество дифференциации:
усиливает приверженность марке, уменьшает чувствительность к цене и тем самым повышает рентабельность;
затрудняет приход на рынок новых конкурентов;
увеличивает устойчивость к возможному росту издержек в результате действий сильного поставщика.
СТРАТЕГИЯ ФОКУСИРОВАНИЯ
Стратегия фокусирования, или узкой специализации, предполагает выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей. Данная стратегия предполагает концентрацию деятельности предприятия на относительно небольшой целевой группе потребителей, части товарного ассортимента, каком-либо аспекте деятельности. Она радикально отличается от предыдущих стратегий, поскольку основана на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли (рыночной ниши).
Причина выбора такой стратегии — отсутствие или недостаток ресурсов, усиление барьеров входа в области или на рынок. Поэтому стратегия фокусирования присуща, как правило, небольшим предприятиям.
Необходимые рыночные условия:
существуют рыночные ниши, на которых можно сконцентрировать деятельность предприятия;
размер рыночной ниши обеспечивает прибыльность, ниша имеет потенциал для роста;
конкуренты не рассматривают нишу рынка в качестве ключевого фактора успеха;
ресурсы предприятия позволяют качественно обслуживать потребителей рыночной ниши
Риски
рыночная ниша становится настолько привлекательной, что переполняется конкурентами;
конкуренты могут проникнуть на выбранный целевой рынок и достичь более высокого уровня специализации
Дисциплина «Теория организации»
1. Исторические модели организации.
2. Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная)
3. Матричная организационная структура.
4. Структура и типология Генри Минцберга.
5. Функции и цели организации.
6. Организация, как обучающая система. Теория Сенджа.
7. Информация в организационном процессе.
- Вопросы к государственному экзамену по специальности «Менеджмент организации»
- 1.Знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении.
- 2. Способность менеджеров работать с людьми.
- 4. Роль четырехзвенника: «знают» – «могут» – «хотят» – «успевают» в эффективности управления. Характеристика звеньев.
- 5. Основные функции управления. Их характеристика.
- 6. Управление как информационный процесс. Предмет труда, средства труда и результат труда руководителя.
- 7. Стили управления. Их преимущества, недостатки и область применения.
- Преимущества стиля
- Недостатки стиля
- Область применения автократического стиля
- Преимущества стиля
- Область применения демократического стиля
- Преимущества стиля
- Недостатки либерального стиля
- Область применения либерального стиля
- 8. Понятие целевого управления и его организационная сущность
- 9.«Дерево целей», как метод решения организационно-управленческих проблем.
- 10-11.Теории мотивации
- Первоначальные теории мотивации
- Теория «X», «у» и «z»
- 12. Понятие власти и ее формы
- 2. Власть, основанная на вознаграждении.
- 3. Власть, основанная на использовании высокого уровня компетенции, квалификации, профессионализма управленческих работников (экспертная власть)
- 4.Власть, основанная на убеждении
- 5. Власть, основанная на исключительных качествах руководителя (харизматического лидера) – эталонная власть.
- 13.Понятие конфликта. Причины и типы конфликтов.
- 14.Методы управления конфликтами
- 16. Основные особенности японской системы управления
- 17. Сравнительный анализ особенностей стиля управления в Японии, Америке и Европе.
- 18. Система Тейлора
- 19.«Классическая»(административная) школа управления (а. Файоль, л. Гьюлик, л. Урвик).
- 20.«Школа человеческих отношений» (э.Мэйо).
- 21.«Эмпирическая школа управления»(п. Дракер)
- 22. Прогнозирование, его цели и задачи.
- 23. Принцип временной сменяемости руководителей.
- 24. Принцип двоецелия решений.
- 25. Принцип полноты ответственности и принцип единоличного распорядительства.
- 26. Принцип анализа проблем на адекватность
- 27. Планирование как функция управления
- 28. Делегирование полномочий
- Некоторые препятствия к эффективному делегированию.
- 29. Процесс принятия управленческого решения
- 30. Системный и ситуационный подходы в управлении
- Ситуационный подход к управлению
- 2. Кадровая служба и кадровая политика предприятия
- Анализ кадрового потенциала
- Трудовые перемещения персонала
- Планирование деловой карьеры персонала
- 6. Профессиональный набор и отбор персонала
- Источники набора: достоинства и недостатки
- 4.Отбор – мероприятия для выявления из кандидатов лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы и последующего найма.
- Профессиональное обучение персонала: виды, формы и методы
- 9.Трудовая адаптация
- Адаптация
- Понятие стратегического управления
- Различия оперативного и стратегического управления
- 3.Этапы процесса стратегического управления
- 5.Анализ структуры окружения фирмы
- Pest (step) -анализ общей среды предприятия
- Pest -анализ факторов макросреды
- 6.Методы анализа среды фирмы (swot-анализ, матрица бкг, модель Мак-Кинзи и др.)
- 5.Модель пяти конкурентных сил
- 6.Стратегия концентрированного роста.
- 7.Стратегия интегрированного роста.
- 8.Стратегия диверсифицированного. Роста
- 9.Стратегия целенаправленного сокращения.
- Стратегии развития бизнеса
- 10.Основные стратегии конкуренции
- 1. Исторические модели организацийОрганизационный процесс ф.У. Тейлора
- «Организация – машина» (а. Файоль, л. Гьюлик, л. Урвик).
- Бюрократическая модель (м. Вебер).
- «Организация – община» (э. Мейо).
- «Естественная» организация (т. Парсонс, р. Мертон, а. Этциони).
- Интеракционистская модель (ч. Бернард, г. Саймон, Дж. Марч)
- 2.Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная).
- 3.Матричные структуры.
- 4. Структура и типология г. Минцберга.
- 5. Функции и цели организации
- Классификация целей организаций
- 6. Организация как обучающаяся система
- 7.Информация в организационном процессе.
- Характеристики информации
- Коммуникации в среде организации.
- Конфигурация коммуникационных связей.
- 1.Принятие решений в условиях неопределенности
- 2.Принятие решений в условиях конфликтной ситуации
- 3.Виды управленческих решений
- 4.Учет факторов времени при определении и эффективных решений
- 3.Дисконтированная окупаемость
- 6.Риски при принятии решений
- 6.Временная стоимость денег.
- 7.Формы и содержание финансовой отчетности