Стратегии развития бизнеса
(БАЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ)
Стратегии
целенаправленного
сокращения
Стратегии диверсифицированного роста
Стратегии
интегрированного роста
Стратегии
концентрированного роста
Стратегия ликвидации
Стратегия концентрической диверсификации
Стратегия обратной вертикальной интеграции
Стратегия усиления позиций на рынке
Стратегия «сбора урожая»
Стратегия развития рынка
Стратегия горизонтальной диверсификации
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции
Стратегия развития продукта
Стратегия сокращения
Стратегия сокращения расходов
Стратегия конгломеративной диверсификации
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. В эту группу попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают другие элементы. Следуя этим стратегиям, фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Фирма ведет поиск возможностей улучшить свое положение на существующем рынке либо перейти на новый рынок.
Перечислим типы стратегий первой группы.
• Стратегия усиления позиций на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Возможны также попытки осуществления так называемой горизонтальной интеграции, при которой фирма попытается установить контроль над своими конкурентами.
• Стратегия развития рынка заключается в поиске новых рынков для уже производимого продукта. Цель этих стратегий — рост объема продаж путем внедрения имеющихся товаров Стратегия развития рынка опирается в основном на систему сбыта и агрессивную политику в области маркетинга.
• Стратегия развития продукта предполагает решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.
Стратегия развития продукта направлена на рост продаж за счет разработки улучшенных или новых товаров, ориентированных на те рынки, на которых действует фирма. Имеется ряд возможностей: добавление характеристик: увеличить число функций или характеристик товара и за счет этого расширить рынок; расширение гаммы выпускаемого товара: разработать новые модели или варианты товара с различным уровнем качества; улучшение качества: улучшить выполнение товаром своих функций как набора свойств; рационализация гаммы товаров: модифицировать гамму товаров, чтобы снизить издержки производства или сбыта.
Ко второй группе эталонных стратегий относятся стратегии интегрированного роста. Это такие стратегии бизнеса, которые связаны с расширением компании путем добавления новых структур. Фирма может следовать этой стратегии, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях изменяется положение фирмы внутри отрасли. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста.
Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками. Фирма может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо приобретать компании, уже занимающиеся снабжением, за счет чего уменьшится ее зависимость от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков.
Данная стратегия используется для стабилизации или защиты стратегически важного источника снабжения. Так, многие производители компьютеров интегрировались с изготовителями полупроводниковых компонентов, чтобы овладеть базовой для них технологией.
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем — системами распределения и продажи. Этот тип интеграции выгоден, когда расширяются посреднические услуги или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.
Мотивацией в этом случае является обеспечение контроля над выходными каналами. Для фирмы, выпускающей потребительские товары, речь может идти о контроле над сбытом, эксклюзивные контракты или о создании собственных магазинов типа сети фирм.
Третьей группой эталонных стратегий бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Они реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.
Диверсификация - это процесс расширения предприятия при увеличении номенклатуры (ассортимента) выпускаемой продукции и числа обслуживаемых рынков.
Диверсификация имеет следующие преимущества:
возможность распределить риск, предлагая несколько продуктов на различных рынках, при этом нужный объем продаж или убытки на первом рынке компенсируются высоким объемом продаж и большой прибылью на втором рынке. В итоге общее состояние предприятия оказывается удовлетворительным.
переориентация деятельности со старых приходящих в упадок рынков сбыта на новые.
С точки зрения предприятия диверсификация неоднозначна, с одной стороны она может усилить конкуренцию, улучшая размещение ресурсов; С другой стороны ограничивая конкуренцию может привести к менее эффективному размещению ресурсов.
Назовем основные стратегии диверсифицированного роста.
Стратегия концентрической диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе, т.е. фирма выходит за рамки промышленной цепочки, внутри которой она действовала, и ищет новые виды деятельности, дополняющие существующие в плане технологическом и/или коммерческом. Цель состоит в том, чтобы добиться эффекта взаимного усиления и расширить потенциальный рынок фирмы.
Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например, в области поставок. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта.
Стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития. Ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности, от компетентности имеющегося персонала, особенно менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.
Условием успеха стратегий диверсификации является наличие хотя бы одной общей точки между новым и базовым видами деятельности, например, в части рынка, технологии или производственного процесса.
Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии целенаправленного сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, например, структурная перестройка и т.п. Существует четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса.
Стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес.
Стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе и применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая». Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающегося сокращаться производства.
Стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы, бизнесов.
Стратегия сокращения расходов достаточно близка к стратегии сокращения, так как ее основной идеей является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат.
В реальной практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. В этом случае говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.
- Вопросы к государственному экзамену по специальности «Менеджмент организации»
- 1.Знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении.
- 2. Способность менеджеров работать с людьми.
- 4. Роль четырехзвенника: «знают» – «могут» – «хотят» – «успевают» в эффективности управления. Характеристика звеньев.
- 5. Основные функции управления. Их характеристика.
- 6. Управление как информационный процесс. Предмет труда, средства труда и результат труда руководителя.
- 7. Стили управления. Их преимущества, недостатки и область применения.
- Преимущества стиля
- Недостатки стиля
- Область применения автократического стиля
- Преимущества стиля
- Область применения демократического стиля
- Преимущества стиля
- Недостатки либерального стиля
- Область применения либерального стиля
- 8. Понятие целевого управления и его организационная сущность
- 9.«Дерево целей», как метод решения организационно-управленческих проблем.
- 10-11.Теории мотивации
- Первоначальные теории мотивации
- Теория «X», «у» и «z»
- 12. Понятие власти и ее формы
- 2. Власть, основанная на вознаграждении.
- 3. Власть, основанная на использовании высокого уровня компетенции, квалификации, профессионализма управленческих работников (экспертная власть)
- 4.Власть, основанная на убеждении
- 5. Власть, основанная на исключительных качествах руководителя (харизматического лидера) – эталонная власть.
- 13.Понятие конфликта. Причины и типы конфликтов.
- 14.Методы управления конфликтами
- 16. Основные особенности японской системы управления
- 17. Сравнительный анализ особенностей стиля управления в Японии, Америке и Европе.
- 18. Система Тейлора
- 19.«Классическая»(административная) школа управления (а. Файоль, л. Гьюлик, л. Урвик).
- 20.«Школа человеческих отношений» (э.Мэйо).
- 21.«Эмпирическая школа управления»(п. Дракер)
- 22. Прогнозирование, его цели и задачи.
- 23. Принцип временной сменяемости руководителей.
- 24. Принцип двоецелия решений.
- 25. Принцип полноты ответственности и принцип единоличного распорядительства.
- 26. Принцип анализа проблем на адекватность
- 27. Планирование как функция управления
- 28. Делегирование полномочий
- Некоторые препятствия к эффективному делегированию.
- 29. Процесс принятия управленческого решения
- 30. Системный и ситуационный подходы в управлении
- Ситуационный подход к управлению
- 2. Кадровая служба и кадровая политика предприятия
- Анализ кадрового потенциала
- Трудовые перемещения персонала
- Планирование деловой карьеры персонала
- 6. Профессиональный набор и отбор персонала
- Источники набора: достоинства и недостатки
- 4.Отбор – мероприятия для выявления из кандидатов лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы и последующего найма.
- Профессиональное обучение персонала: виды, формы и методы
- 9.Трудовая адаптация
- Адаптация
- Понятие стратегического управления
- Различия оперативного и стратегического управления
- 3.Этапы процесса стратегического управления
- 5.Анализ структуры окружения фирмы
- Pest (step) -анализ общей среды предприятия
- Pest -анализ факторов макросреды
- 6.Методы анализа среды фирмы (swot-анализ, матрица бкг, модель Мак-Кинзи и др.)
- 5.Модель пяти конкурентных сил
- 6.Стратегия концентрированного роста.
- 7.Стратегия интегрированного роста.
- 8.Стратегия диверсифицированного. Роста
- 9.Стратегия целенаправленного сокращения.
- Стратегии развития бизнеса
- 10.Основные стратегии конкуренции
- 1. Исторические модели организацийОрганизационный процесс ф.У. Тейлора
- «Организация – машина» (а. Файоль, л. Гьюлик, л. Урвик).
- Бюрократическая модель (м. Вебер).
- «Организация – община» (э. Мейо).
- «Естественная» организация (т. Парсонс, р. Мертон, а. Этциони).
- Интеракционистская модель (ч. Бернард, г. Саймон, Дж. Марч)
- 2.Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная).
- 3.Матричные структуры.
- 4. Структура и типология г. Минцберга.
- 5. Функции и цели организации
- Классификация целей организаций
- 6. Организация как обучающаяся система
- 7.Информация в организационном процессе.
- Характеристики информации
- Коммуникации в среде организации.
- Конфигурация коммуникационных связей.
- 1.Принятие решений в условиях неопределенности
- 2.Принятие решений в условиях конфликтной ситуации
- 3.Виды управленческих решений
- 4.Учет факторов времени при определении и эффективных решений
- 3.Дисконтированная окупаемость
- 6.Риски при принятии решений
- 6.Временная стоимость денег.
- 7.Формы и содержание финансовой отчетности