4.Отбор – мероприятия для выявления из кандидатов лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы и последующего найма.
В состав отбора включается:
Предварительное собеседование,
Проверка рекомендаций,
Личностные опросники
Тестирование
Групповые методы отбора
Медицинский осмотр
Собеседование
Окончательное решение о приеме.
Предварительный отбор (предварительная беседа)
Поиск кандидатов на вакантную должность обычно начинается с предварительного интервью - обмена информацией между работником кадровой службы (секретарь, инспектор отдела кадров или менеджер по персоналу) и претендентом на должность. Информация, полученная в результате предварительного интервью, используется для того, чтобы установить, соответствуют ли навыки, способности и отношение кандидата к работе требованиям вакантной должности.
Предварительное интервью может проводиться вместе с заполнением стандартной формы "Сведения о кандидате". Обычно это интервью занимает несколько минут и проводится работником отдела персонала (отдела кадров). Оно дает возможность отсеять неквалифицированных, незаинтересованных работников, тех людей, которых не устраивают условия, предлагаемые организацией (режим, график работы, зарплата и т.д.), а также тех людей, которые производят явно неблагоприятное впечатление (низкий культурный уровень, неопрятная одежда, бросающиеся в глаза отклонения в поведении и т.д.).
Типовой бланк "Сведения о кандидате" содержит следующие разделы:
фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, домашний адрес;
образование;
рабочий опыт;
предыдущие места работы и причины увольнения;
дополнительные сведения (навыки работы с оргтехникой, знание иностранных языков, увлечения в свободное время и др.);
рекомендации (Ф.И.0. адрес/телефон человека, дающего рекомендацию).
Проверка рекомендаций и послужного списка.
При подаче заявления о приеме на работу на одной из ступеней отбора кандидата можно попросить представить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Если прежние работодатели дают только общую минимальную информацию, то польза от рекомендательных писем невелика. Если есть необходимость проверки биографических данных, более приемлемой альтернативой письму может быть телефонный звонок предыдущему начальнику, с тем чтобы обменяться мнениями или выяснить какие-либо интересующие вопросы. Наиболее часто проверяемыми пунктами являются последнее место работы и образование.
Тестирование
Одним из методов, используемых для облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму. Психологи и специалисты по персоналу разрабатывают тесты на предмет оценки наличия способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения заданий на предлагаемом месте. Различают следующие виды тестов:
Рабочие задания. Показывают, как работник выполняет работу или отдельные ее элементы. Рабочие задания при приеме на работу становятся все более популярными, так как непосредственно привязаны к характеру выполнения будущей работы.
Тесты на проверку знаний и умение их применять. Показывают реальные знания и навыки их применения (например, проверка знаний бухгалтерского учета по системе «GAAP», тестирование знаний английского языка)
Тесты на проверку умственных способностей. Позволяют оценить логику мышления, скорость принятия решений, словарный запас, память и другие умственные способности.
Тесты на проверку физических способностей. Позволяют оценить координацию движений, остроту зрения, быстроту движений и другие качества.
Тесты на оценку личности. Характеризуют эмоциональную стабильность, умение работать в стрессовых ситуациях, способность работать в команде.
Специфические виды тестов(графологические, полиграфические и другие виды тестов). Применяются в зависимости специфических особенностей работы.
Групповые методы отбора
Групповые методы отбора применяют тогда, когда есть возможность собрать ряд кандидатов вместе, и специалист, занимающийся отбором, оценивает их в процессе использования ряда процедур. Это могут быть групповые дискуссии, деловые игры, упражнения на решение проблем.
Медицинский осмотр
Некоторые организации требуют, чтобы наиболее подходящие им заявители заполняли медицинские вопросники или проходили медицинский осмотр. Причины для такого требования следующие:
в случае подачи работниками жалоб по поводу компенсации необходимо знание физического состояния заявителя в момент найма;
необходимо предотвратить наем переносчиков заразных болезней.
Собеседование (беседа по найму)
Собеседование -обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов.
Специалисты выделяют четыре разновидности интервью с кандидатами при приеме на работу.
Биографическое используется для того, чтобы воссоздать факты, не отраженные в резюме, или прояснить те из них, которые вызывают сомнения. Ценность этого вида интервью в расширении и уточнении имеющейся информации. С помощью биографических вопросов можно узнать, на что человек ориентирован – на поиск новых возможностей или на качественную долгосрочную работу.Например, по какой причине человек сменил работу или чем занимался в течение периода, не включенного в резюме.
Провокативное, или стрессовое интервью помогает выявить «скользкие» моменты. Интервьюер заметил что-то странное и задает вопрос в лоб: «Почему вы опускаете глаза?» или «А почему вы сейчас занервничали?» У каждого, кто устраивается на работу, помимо декларируемых намерений есть и скрытые. Чтобы выяснить, что движет нанимающимся на работу, задают вопросы вроде: что будет после того, как вы пройдете у нас обучение?
Ситуационное интервью строят на «примерах из жизни» (кейсах). «Клиент раздражен и требует руководителя. Ваши действия?» Или: «С чего вы начнете работу в этой должности?» В зависимости от предложенного претендентом решения делают вывод, владеет ли он необходимыми поведенческими шаблонами, умеет ли ставить цели, способен ли «разруливать» проблемы. Критериальное интервью используют в основном западные компании, в которых уже разработан определенный профиль требований к сотрудникам. Им нужен вполне конкретный уровень лидерства, общительности и подобных качеств, который иногда даже выражен количественно. С помощью интервью проверяют, насколько кандидат соответствует нужному профилю. Здесь часто дают задания типа «Перечислите три своих самых сильных качества и три самых слабых» или «Назовите три самых сильных и три самых слабых качества руководителя», «Оцените свои аналитические способности по 10-балльной шкале». Затем все, что говорил кандидат, оценивается.
Вот три самых важных вопроса, которые нужно помнить, чтобы подобрать правильного сотрудника:
Справится ли кандидат с работой?
Хочет ли он работать?
Насколько гибок будет кандидат, когда он начнет работать?
Принятие предложения о приеме. Прием на работу заканчивается подписанием двумя сторонами трудового контракта.
- Вопросы к государственному экзамену по специальности «Менеджмент организации»
- 1.Знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении.
- 2. Способность менеджеров работать с людьми.
- 4. Роль четырехзвенника: «знают» – «могут» – «хотят» – «успевают» в эффективности управления. Характеристика звеньев.
- 5. Основные функции управления. Их характеристика.
- 6. Управление как информационный процесс. Предмет труда, средства труда и результат труда руководителя.
- 7. Стили управления. Их преимущества, недостатки и область применения.
- Преимущества стиля
- Недостатки стиля
- Область применения автократического стиля
- Преимущества стиля
- Область применения демократического стиля
- Преимущества стиля
- Недостатки либерального стиля
- Область применения либерального стиля
- 8. Понятие целевого управления и его организационная сущность
- 9.«Дерево целей», как метод решения организационно-управленческих проблем.
- 10-11.Теории мотивации
- Первоначальные теории мотивации
- Теория «X», «у» и «z»
- 12. Понятие власти и ее формы
- 2. Власть, основанная на вознаграждении.
- 3. Власть, основанная на использовании высокого уровня компетенции, квалификации, профессионализма управленческих работников (экспертная власть)
- 4.Власть, основанная на убеждении
- 5. Власть, основанная на исключительных качествах руководителя (харизматического лидера) – эталонная власть.
- 13.Понятие конфликта. Причины и типы конфликтов.
- 14.Методы управления конфликтами
- 16. Основные особенности японской системы управления
- 17. Сравнительный анализ особенностей стиля управления в Японии, Америке и Европе.
- 18. Система Тейлора
- 19.«Классическая»(административная) школа управления (а. Файоль, л. Гьюлик, л. Урвик).
- 20.«Школа человеческих отношений» (э.Мэйо).
- 21.«Эмпирическая школа управления»(п. Дракер)
- 22. Прогнозирование, его цели и задачи.
- 23. Принцип временной сменяемости руководителей.
- 24. Принцип двоецелия решений.
- 25. Принцип полноты ответственности и принцип единоличного распорядительства.
- 26. Принцип анализа проблем на адекватность
- 27. Планирование как функция управления
- 28. Делегирование полномочий
- Некоторые препятствия к эффективному делегированию.
- 29. Процесс принятия управленческого решения
- 30. Системный и ситуационный подходы в управлении
- Ситуационный подход к управлению
- 2. Кадровая служба и кадровая политика предприятия
- Анализ кадрового потенциала
- Трудовые перемещения персонала
- Планирование деловой карьеры персонала
- 6. Профессиональный набор и отбор персонала
- Источники набора: достоинства и недостатки
- 4.Отбор – мероприятия для выявления из кандидатов лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы и последующего найма.
- Профессиональное обучение персонала: виды, формы и методы
- 9.Трудовая адаптация
- Адаптация
- Понятие стратегического управления
- Различия оперативного и стратегического управления
- 3.Этапы процесса стратегического управления
- 5.Анализ структуры окружения фирмы
- Pest (step) -анализ общей среды предприятия
- Pest -анализ факторов макросреды
- 6.Методы анализа среды фирмы (swot-анализ, матрица бкг, модель Мак-Кинзи и др.)
- 5.Модель пяти конкурентных сил
- 6.Стратегия концентрированного роста.
- 7.Стратегия интегрированного роста.
- 8.Стратегия диверсифицированного. Роста
- 9.Стратегия целенаправленного сокращения.
- Стратегии развития бизнеса
- 10.Основные стратегии конкуренции
- 1. Исторические модели организацийОрганизационный процесс ф.У. Тейлора
- «Организация – машина» (а. Файоль, л. Гьюлик, л. Урвик).
- Бюрократическая модель (м. Вебер).
- «Организация – община» (э. Мейо).
- «Естественная» организация (т. Парсонс, р. Мертон, а. Этциони).
- Интеракционистская модель (ч. Бернард, г. Саймон, Дж. Марч)
- 2.Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная).
- 3.Матричные структуры.
- 4. Структура и типология г. Минцберга.
- 5. Функции и цели организации
- Классификация целей организаций
- 6. Организация как обучающаяся система
- 7.Информация в организационном процессе.
- Характеристики информации
- Коммуникации в среде организации.
- Конфигурация коммуникационных связей.
- 1.Принятие решений в условиях неопределенности
- 2.Принятие решений в условиях конфликтной ситуации
- 3.Виды управленческих решений
- 4.Учет факторов времени при определении и эффективных решений
- 3.Дисконтированная окупаемость
- 6.Риски при принятии решений
- 6.Временная стоимость денег.
- 7.Формы и содержание финансовой отчетности