Сущность управления по целям
Управление по целям (англ. Mаnаgеmеnt bу Оbjесtivеs, MBО) - это процесс согласования целей внутри организации, таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают, что они означают для организации.
Термин "Управление по целям" впервые был введен и популяризирован Питером Друкером в 1954 году в книге "Thе Рrасtiсе оf Mаnаgеmеnt" [5, с.176].
Суть управления по целям заключается в кооперативном процессе определения целей, выбора направления действий и принятии решений. Важной частью управления по целям является измерение и сравнение текущей эффективности деятельности сотрудников между собой и с набором установленных стандартов. В идеале, когда сотрудники сами вовлекаются в процесс постановки целей и определения направления действий, необходимых для их достижения, в этом случае сотрудники более мотивированы на выполнение их обязанностей [1, с.182].
В настоящее время от метода “управления по целям" отказываются, т.к. он вызывает много нареканий из-за чрезмерного преувеличения важности числовых норм в ущерб управлению процессами на предприятии, долгосрочным планам, взаимодействию структурных подразделений. “Игры" руководителей и работников в ключевые показатели эффективности приводят к внутренним конфликтам, искажениям и припискам, страхам наказания и, как следствие, параличу инициативы, большему вниманию к внутренним проблемам, чем к нуждам потребителей, приоритету сиюминутных выгод за счет долгосрочных перспектив.
Далеко не всегда достижение поставленных задач сотрудниками приводит к достижению общих целей компании. Причин может быть масса: это и неправильно определенные и сформулированные задачи, и срыв выполнения задач некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками, и направление основных усилий на повышение своих показателей, а не на решение поставленных задач (это не всегда одно и то же), и пр.
Основными элементами и этапами Управления по целям являются:
1. Планирование деятельности и постановка индивидуальных целей.
2. Текущий контроль за результатами деятельности и обмен информацией (обратная связь).
3. Промежуточная и итоговая оценка результатов деятельности персонала.
Вспомогательными и обязательными инструментами являются система мотивации и информационная система. Рассмотрим все составляющие более подробно [4, с.99].
1. Планирование деятельности и постановка индивидуальных целей
Первый этап является основой для всех других и на него действительно падает самая большая нагрузка:
разработка дерева целей - "матрешек" на всех уровнях и направлениях (стратегических и оперативных);
формулирование целей, удовлетворяющее требованиям к постановке целей;
грамотная расстановка приоритетов (на всех направлениях и уровнях);
координация, увязывание целей подразделений на одном уровне и на разных уровнях;
согласованность и сбалансированность личных и корпоративных целей.
От качества его проработки зависит прохождение всех остальных этапов и в результате достижение поставленных целей. Кратко рассмотрим эти составляющие.
Требования к формулированию целей
Самая трудная часть этого процесса - нахождение хорошего критерия измеримости. Действительно, как и в каких единицах измерить успех? Как это сделать?
1) Цель должна соответствовать главной идее.
2) Цель должна удовлетворять совокупности критериев. Цели должны быть:
-
Сформулированы четко и ясно (однозначно восприниматься всеми участниками процесса планирования);
-
Конкретными и измеримыми (по возможности количественно или на качественном уровне);
-
Ограничены тем, что вы сможете проконтролировать;
-
Достижимы, но не слишком легко; их достижение должно требовать усилий;
-
Связаны с насущными задачами и проблемами организации, а не только с личными интересами и предпочтениями собственников, сотрудников или менеджмента;
-
Четко отражать порядок приоритетов;
-
Рассчитаны на определенный период времени, в конце которого их необходимо пересмотреть и скорректировать;
-
Сформулирована с использованием активных глагольных форм (только не в повелительном наклонении), то есть обозначать действие;
-
Позитивными и мотивирующими;
-
Цели должны быть согласованы.
-
управление цель матрица
Менеджерам привычнее воспринимать критерии с помощью S. M. А. R. T. Расшифровываем аббревиатуру - грамотно поставленная цель должна быть: Sресifiс - конкретной; Mеаsurаblе - измеримой; Асhiеvаblе - достижимой; Rеsоurсе-рrоvidеd - обеспеченной ресурсами; Timеd - с определенными сроками. (Справедливости ради отметим, что А иногда трактуется, как Аggrеssivе - активный, энергичный, либо Аgrееd - согласованный, а R - как Rеаlistiс - реалистичный). По сравнению с приведенным выше списком, здесь добавляется очень важный критерий - обеспеченность ресурсами.
Цель - это ожидаемый результат деятельности. Самое простое средство проверить результат - задать вопрос: "Что мы примем за доказательство своего успеха"? Ответ на этот вопрос и будет грамотно сформулированной целью, включающей и измеримость качества, и сроки, и условия.
Хорошо, если цели определяются количественными характеристиками, например увеличением оборотного капитала в 2 раза. Что может служить критериями успеха для секретаря? Соблюдение деловых ритуалов, этика телефонных разговоров, отсутствие жалоб. А как быть с РR-деятельностью? С обучением? Главный вопрос - что мы хотим получить от (соответствующей деятельности) в качестве результата. Ответы на эти вопросы, выраженные в цифрах, могут служить примером верно поставленных целей. Критерий Mеаsurаblе часто определяется как диапазон значений или вообще характеризуется только качественными показателями. Поэтому их нужно определять с особой тщательностью, чтобы понятие "максимально эффективно задействовать" имело конкретное наполнение.
Отдельное внимание хотелось бы уделить содержательной части формулирования цели. Это так же может стать узким местом. Для наглядности приведем пример: Вертикально-интегрированный холдинг, направленность деятельности - сельское хозяйство. Одна из стратегических целей компании - "Сокращение издержек", транслируется всем "дочкам" и активно поощряется "мамой". "Дочки рады стараться", но каждая в своем направлении, не учитывая интересы материнской компании и других "сестер". "Дочка", выращивающая свиней по специальной технологии продает свою продукцию всем по коммерческой цене, для другой "Дочки" - колбасного завода - условия те же, что само собой не выгодно. Второй "дочке" приходиться покупать сырье на стороне, такое чтобы удержать соответствующий уровень цен на выходе, в результате страдает качество - нестабильность и идет прямая потеря клиентов. В итоге, несмотря на успехи одной из дочек, которые естественно вознаграждались (% от прибыли директору, премиями сотрудникам, ресурсами для "дочки" в целом), к концу года сложилась отчетливая картина, что холдинг в целом только теряет.
Грамотная расстановка приоритетов
Наиболее наглядный, действенный и легкий метод - это Окно Эйзенхауэра
Окно Эйзенхауэра имеет два измерения - важность и срочность. Эта простая матрица позволяет систематизировать задачи, определить, что нужно сделать в первую очередь, а что запланировать, что можно делегировать, а от чего следует отказаться. Проблема управляющего состоит в том, чтобы честно эту матрицу заполнить. Обычно у менеджера создается ощущение, что все, чем он занимается, и важно, и срочно. Поставить фильтр для каких-то дел, перераспределить их очень непросто. Навыки расстановки истинных приоритетов, своего рода мастерство, которым следует овладеть. Основной секрет состоит в том, чтобы признаться себе: чаще всего мы делаем вовсе не то, что надо. Причем формулируем это незаметно для самих себя, подсознательно. Планирование с помощью окна Эйзенхауэра помогает определить, чем, собственно, следует заниматься
Координация, увязывание целей подразделений на одном уровне и на разных уровнях
Здесь особенно сильно помогает вовлечение персонала в управление компанией, только сделать это надо было еще на первом этапе - выработке стратегии компании. Тогда они считают ее своей, лучше понимают, что результат зависит от командной работы всех подразделений, свою роль и ответственность в достижении общего результата. Объединяющая основа заложена, дальнейшее увязывание происходит на совещаниях, рабочих группах и т.д. Согласование целей по горизонтали происходит на этапе постановки, когда руководитель обсуждает и анализирует с подчиненными, каким образом цели, стоящие перед компанией (подразделением, отделом, рабочей группой) могут быть достигнуты. При этом менеджер более высокого уровня использует свое знание и понимание стратегических приоритетов компании, а подчиненный - знание специфики деятельности на своем участке. Одновременно определяют и согласовывают четкие и измеримые критерии выполнения поставленных целей.
Согласованные и сбалансированные личные и корпоративные цели
Включение каждого сотрудника в процесс планирования своей деятельности не только прививает соответствующий навыки, запускает процесс осознания, но самостоятельное планирование (пусть по началу даже корявое) увеличивает мотивацию сотрудника и способность удовлетворять, как собственные, так и чужие желания. Кроме того, самостоятельно написанные планы являются хорошей обратной связью для руководителя, насколько человек готов брать на себя ответственность, насколько он учитывает в своих планах стратегическую линию компании и насколько его действия "работают" на компанию.
- Введение. Содержание дисциплины, ее цели и задачи
- Основные понятия и сущность стратегии организации и стратегического управления
- Объекты стратегического управления
- Стратегическое планирование и стратегическое управление.
- Сущность и функция стратегического планирования
- Миссия - основная цель организации
- Характеристики целей организации
- Классификация целей
- Проектирование целей и задач организации
- Иерархия целей
- Дерево целей
- Понятие миссии
- Роль миссии в управлении организацией
- Факторы оказывающие влияние на выбор миссии
- Примеры миссий некоторых крупных компаний
- Сущность управления по целям
- Целевое управление
- Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды.
- Сущность внешней среды организации
- Характеристики внешней среды: взаимосвязанность, сложность, подвижность, неопределенность
- Модель конкурентных сил Портера
- 1990-Х. Это обусловило спад продаж у производителей спортивной одежды, таких
- Технологические стандарты
- Pest - анализ
- Анализ внутренней среды организации
- Модель 7-с
- Организация общего управления
- Производство
- Маркетинг
- Финансы и учет
- Определение сильных и слабых сторон организации с помощью экспертного опроса
- Метод swot- анализа.
- Определение рыночных возможностей и угроз
- Стратегические альтернативы
- Типы стратегических альтернатив
- Процесс разработки стратегических альтернатив
- Подходы к формированию стратегических альтернатив
- Области выработки стратегии
- Классификация и характеристика стратегий в теории стратегического управления
- Стратегия оперативного реагирования.
- Корпоративные (портфельные) стратегии
- Стратегия несвязанной диверсификации.
- Стратегия откачки капитала и ликвидации.
- Стратегии изменения курса и реструктуризации.
- Стратегия вертикальной интеграции.
- Стратегии для отраслевых лидеров.
- Стратегия для организаций, следующих за лидером.
- Процесс разработки стратегии: методы и этапы
- Характеристика стратегического контроля
- Содержание и порядок реализации стратегического контролинга
- Взаимосвязи планирования и контроля