Характеристики целей организации
Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Например, в компании первичной целью является удовлетворение потребностей своих сотрудников. Предполагаемые требования для достижения данной цели:
1) повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год;
2) увеличить продвижение по службе на 15% в год;
3) снизить текучесть кадров на 10% в год.
Такое конкретное заявление точно говорит людям, что, по мнению руководства, является требуемыми уровнями формирования довольных сотрудников.
Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для решения, следует ли направить больше усилий на обучение и воспитание работников. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей. Это становится важным при выполнении контрольных функций.
Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но также в общем, когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше -- для передовых в техническом отношении фирм. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.
Долгосрочные цели обычно имеют весьма широкие рамки. Организация формулирует их в первую очередь. Затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей. Обычно, чем ближе горизонт планирования цели, тем уже ее рамки.
Например, долгосрочная цель в отношении производительности может формулироваться так: «увеличить общую производительность на 25% за пять лет». В соответствии с этим руководство установит среднесрочные цели повышения производительности в 10% за два года. Оно также установит краткосрочные цели в таких конкретных областях, как стоимость товарно-материальных запасов, повышение квалификации сотрудников, модернизация завода, более эффективное использование имеющихся производственных мощностей, совершенствование управления, переговоры с профсоюзом и так далее. Эта группа целей должна обеспечивать долгосрочные цели, с которыми она непосредственно связана, а также другие цели организации. Положение о том, что следует «заключить договор с профсоюзом на год, который предусматривает соответствующую премию, если производительность какого-либо работника увеличится на 10% за год», будет краткосрочной целью, которая обеспечивает как долгосрочную цель повышения производительности, так и цели в отношении человеческих ресурсов.
Цель должна быть достижимой, -- чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.
Кроме того, цели представляют собой важные мотивы поведения людей в организациях, потому что обычно люди хотят достичь те цели, которые установлены для организации. Если цели не достижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников, менее эффективными.
Наконец, чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими -- т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Например, цель поддержания товарно-материальных запасов на уровне 1% от продаж не смогла бы для большинства фирм обеспечить выполнения всех заказов в течение двух недель. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.
Трудно точно выделить области, в которых руководству следует определять цели. Цели должны быть установлены для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого она хочет наблюдать и измерять.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
- Введение. Содержание дисциплины, ее цели и задачи
- Основные понятия и сущность стратегии организации и стратегического управления
- Объекты стратегического управления
- Стратегическое планирование и стратегическое управление.
- Сущность и функция стратегического планирования
- Миссия - основная цель организации
- Характеристики целей организации
- Классификация целей
- Проектирование целей и задач организации
- Иерархия целей
- Дерево целей
- Понятие миссии
- Роль миссии в управлении организацией
- Факторы оказывающие влияние на выбор миссии
- Примеры миссий некоторых крупных компаний
- Сущность управления по целям
- Целевое управление
- Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды.
- Сущность внешней среды организации
- Характеристики внешней среды: взаимосвязанность, сложность, подвижность, неопределенность
- Модель конкурентных сил Портера
- 1990-Х. Это обусловило спад продаж у производителей спортивной одежды, таких
- Технологические стандарты
- Pest - анализ
- Анализ внутренней среды организации
- Модель 7-с
- Организация общего управления
- Производство
- Маркетинг
- Финансы и учет
- Определение сильных и слабых сторон организации с помощью экспертного опроса
- Метод swot- анализа.
- Определение рыночных возможностей и угроз
- Стратегические альтернативы
- Типы стратегических альтернатив
- Процесс разработки стратегических альтернатив
- Подходы к формированию стратегических альтернатив
- Области выработки стратегии
- Классификация и характеристика стратегий в теории стратегического управления
- Стратегия оперативного реагирования.
- Корпоративные (портфельные) стратегии
- Стратегия несвязанной диверсификации.
- Стратегия откачки капитала и ликвидации.
- Стратегии изменения курса и реструктуризации.
- Стратегия вертикальной интеграции.
- Стратегии для отраслевых лидеров.
- Стратегия для организаций, следующих за лидером.
- Процесс разработки стратегии: методы и этапы
- Характеристика стратегического контроля
- Содержание и порядок реализации стратегического контролинга
- Взаимосвязи планирования и контроля