Задачи инновационного менеджмента
Планирование инновационной деятельности организации;
формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации)
определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них
выбор инновационной стратегии развития, оптимальной для каждого направления
Организация инновационной деятельности;
Мотивация участников инновационной деятельности;
Систематическая оценка результатов инновационной деятельности и использование всего нового;
Одной из главных задач инновационного менеджмента является выработка стратегии самих инноваций и мер, направленных на их воплощение в жизнь. НИОКР, разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Задачи инновационного менеджмента
разработка планов и программ инновационной деятельности предприятия;
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
обеспечение инновационной деятельности высококлассными специалистами, управление человеческими ресурсами;
наблюдение за ходом разработки инновационной продукции и ее внедрения;
проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства продукции.
Как и для любой другой сферы управления, для инновационного менеджмента характерны пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство анализ результатов и внесение корректив.
Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании — составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение — осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство — контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений.
Инновационный менеджмент и инновационная деятельность в современных условиях — это образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это определяет тесные связи на всех уровнях цикла «наука — производство — конечный потребитель». Сегодня в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражается прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких и высокотехнологичных изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: консультационных, инжиниринговых, обслуживающих.
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровни руководства компанией.
Цель – определение основных направлений научно – технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:
-·- Разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
-·- Модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;
-·- Дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;
-·- Снятие с производства устаревшей продукции.
Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инноваций и мер, направленных на её реализацию.
Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, т.к. определяет все остальные направления её развития.
Новым продуктом – называется товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту.
Инновация – прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, новых продуктов, услуг, управленческих решений.
Вопрос №24 Инновационная политика государства и фирмы
Инновационная политика - это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом осознается, что определенная часть проектов новшеств неизбежно окажется нереализованной. Вместе с тем, во всех развитых странах мира делаются попытки создания четкой политики, способной реагировать на быстрые и неожиданные изменения ситуации, поддерживать сложные проекты с высокой степенью технического и финансового риска. Инновационная политика государства направлена на хозяйственное использование научно-технического потенциала, на укрепление внутренних связей научно-техническом комплексе. Формирование инновационной политики взаимосвязано прежде всего с переориентацией системы государственного регулирования на всемерное поощрение предпринимательства, частной инициативы. Набор методов и средств государственной инновационной политики достаточно широк. Это различного рода мероприятия, стимулирующие инновационную активность бизнеса; корректирование налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства; регулирование передачи технологии; система контрактных взаимоотношений; снятие ряда ограничений в отношении охраны окружающей среды, антимонопольное законодательство; различные формы поддержки межорганизационной кооперации и малого инновационного бизнеса. Государство, создавая необходимые условия для реализации инновационной политики, влияет на развитие не только государственного, но и частного сектора инновационной деятельности При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45 % в национальном доходе. Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги: 1. стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика; 2. система экономических льгот субъектам инноваций и инвесторам, включая иностранных; 3. поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.
Государство может выступить непосредственно в качестве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергетики). Каждый из указанных выше рычагов, воздействующих на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой (отраслью), что отражается при объявлении долгосрочной инновационной политики и выделении текущих приоритетов. В зависимости от бюджетных возможностей, полномочий, делегированных в регионы, значимости инноваций для экономики в целом определяются степень и форма поддержки (участия), а также глубина и метод государственного регулирования. Вместе с тем важные макроэкономические категории, такие, как благоприятные ставки процента и налогов, масштаб кредитных ресурсов, имеют фундаментальное значение для инноваций.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия. Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики. Инновационная стратегия – это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия. Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются [5, c. 178]: 1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных; 2) технологический риск, связан с тем, что даже при успешном испытании инновация может быть неэффективной в производстве вследствие увеличения периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.; 3) коммерческий риск – связан с неопределённостью результатов больших затрат на маркетинг продукта радикальной инновации вследствие конкуренции, а также действия других рыночных факторов; 4) финансовый риск – связан с возможностью ошибок в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический, страновой и т. д.). Имитационная стратегия направлена на использование уже известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике. Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) – также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями. Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия. При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода [5, c. 179]: 1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию. 2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли. При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности: – исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций); – повышение качества и сертификация продукции; – обновление производственной базы (техническое перевооружение); – создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия; – освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой). При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций: 1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех; 2. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений. Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.
Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы: – целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия; – приоритетность – выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия; – альтернативность проектных решений – разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них; – комплексность – охват инновациями смежных сфер деятельности; – обоснованность – обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды; – адаптивность – корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды. Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия. Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния. Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы. Внутренняя среда – это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся: – материало-, энерго- и фондоёмкость производства; – технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала; – степень износа основных фондов и т. д. Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются: – наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии; – высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия; – наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO; – наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности; – наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики. Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей [18, c. 46]: 1. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции); 2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции); 3. Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции); 4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции). Помимо инновационной политики предприятия, существует государственная инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной политики предприятия. Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика – мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Вопрос №25 Сущность, виды, содержание фаз жизненного цикла инновационного проекта
В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями.
Понятие «инновационный проект» употребляется в нескольких аспектах:
как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий;
как процесс осуществления инновационной деятельности.
Эти три аспекта подчеркивают значения инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью.
В целом, инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Единого общепринятого определения слова «проект» в литературе не существует. Поэтому постараемся рассмотреть существующие определения:
Что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие (Толковый словарь Вебстера);
Некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта (Свод знаний по управлению проектами);
Отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов (Английская Ассоциация проект-менеджеров);
Комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями («Оперативное руководство» Мирового Банка).
Как видно из приведенных выше определений, предприятия или намерения, обладающие признаками проекта, имеют общие для всех проектов признаки:
Изменения как основное содержание проекта;
Ограничения во времени;
Отношение к бюджету;
Ограниченность ресурсов;
Неповторимость;
Новизна;
Комплексность;
Правовое и организационное обеспечение.
На основе предыдущих определений можно вывести новое, которое удовлетворяет всем признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений: «Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники».
- Руководители низового звена
- [Править]Руководители среднего звена
- [Править]Руководители высшего звена
- Стили руководства
- Стадии инновационного процесса
- Стадия 1. Научные исследования и конструкторские разработки
- Этап 1. Фундаментальные исследования
- Этап 2. Прикладные научные исследования
- Этап 3. Опытно-конструкторские работы
- Стадия 2. Жизненный цикл инновационного продукта
- Этап 4. Внедрение продукта на рынок
- Этап 5. Рост объёмов производства
- Этап 6. Замедление роста производства
- Задачи инновационного менеджмента
- Классификация инновационных проектов
- Показатели экономической эффективности инноваций
- Функции маркетинга
- Методы маркетинговых исследований
- Этапы разработки маркетинговой стратегии
- Исследование состояния рынка и внешней среды
- Оценка текущего состояния
- Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности компании
- Постановка целей
- Понятие товара, классификация товара
- Понятие и сущность логистики
- Цели и задачи логистики
- Виды логистики: закупочная, производственная, распределительная
- Существующие системы управления качеством
- 3.4.1 Система тотального управления качеством
- 3.4.2. Система «джит»
- 3.4.3 Комплексная система управления качеством продукции (ксукп)
- Смк 9001 – новые стандарты в области качества
- Гост система менеджмента качества
- Процесс управления качеством
- Статистические методы управления качеством
- Экономические методы
- Административно-правовые методы
- Социально-психологические методы
- Состав и структура персонала
- Методы мотивации персонала
- 1. Материальные.
- 2. Нефинансовые вознаграждения
- Концепции финансового менеджмента
- Вопрос №58 Бухгалтерская отчетность в системе информационного обеспечения финансового менеджмента
- Классификация оборотных средств
- [Править]Финансовый менеджмент оборотного капитала
- [Править]Показатели финансового менеджмента
- Управление прибылью
- Сущность рентабельности, ее роль и значение
- Способы финансирования предприятий
- Содержание стратегического менеджмента
- [Править]Основные этапы стратегического менеджмента
- 2. Решаемые задачи:
- 3. Технология разработки стратегии развития компании
- Оценка конкурентоспособности
- Характеристики позиций