Виды логистики: закупочная, производственная, распределительная
Важность закупочной, производственной, распределительной логистики
Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранение МР и др. Снабжение – это важная функция логистики по двум основным причинам:
1) от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость), качество ГП и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;
2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (в среднем, около 60 %), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.
Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.
МП на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление МП на этом этапе имеет свою специфику и называется производственной логистикой. Целью производственной логистики являетсяснижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования МП в технологических процессах производства ГП. Важность эффективного решения задач производственной логистики за счет оптимизации управления МП определяется снижением себестоимости, времени выполнения заказов, оперативным реагированием на изменения рыночного спроса по количеству и ассортименту продукции и, в конечном счете, повышением эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятии.
Важность распределительной логистики определяется тем, что улучшение работы в сфере распределения товаров не требует таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивает высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, влияют на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. То есть высокая конкурентоспособность зависит не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.
Основные задачи и цели закупочной, производственной, распределительной логистики
Цель закупочной логистики – создание надежного и беспрерывного МП в организацию с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. К основным задачам закупочной логистики относят:
· информационные: определение потребности в МР; исследование рынков закупок; задача "сделать или купить"; задача выбора поставщика;
· задачи реализации;
· задачи интеграции и координации закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с поставщиками:
1) тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов;
2) обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторами, технологами, производственниками, специалистами по УЗ, складскими работниками, транспортниками и др.);
3) согласование деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении МП от поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии;
4) анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками и т.п.
К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся: 1) планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в ГП и заказов потребителей; 2) разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др. производственным подразделениям; 3) разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта; 4) установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением; 5) оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий; 6) контроль за количеством и качеством ГП; 7) участие в разработке и реализации производственных нововведений; 8) контроль за себестоимостью производства ГП.
Задачи распределительной логистики:
· на микроуровне - планирование процесса реализации товара, - организация получения и обработки заказа, - выбор вида упаковки, принятие решений о комплектации, организация выполнения операций, предшествующих отгрузке, - организация отгрузки продукции, - организация доставки и контроль транспортирования. - организация послереализационного обслуживания;
· на макроуровне - выбор схемы распределения МП (канала доведения продукции до потребителя?), - определение оптимального количества РЦ (складов). - определение оптимального места расположения РЦ (складов) на обслуживаемой территории и др.
Вопрос №42 Организационно-методическая основа управления качеством
Качество – потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность.
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Согласно международному стандарту ISO8402.1994, качество определяется как совокупность характеристик объекта деятельности процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к его способности . В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия ”качество“. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности . Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце восьмидесятых годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total qualitymanagement) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства.
Качество можно представить в виде пирамиды (рисунок 1)
Рисунок 1 – Пирамида качества
Наверху пирамиды находится TQM – все охватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно–технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы.
В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:
принятие решений «что производить» и подготовка технических условий;
проверка готовности производства и распределение организационной ответственности;
процесс изготовления продукции или предоставления услуг;
устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем;
разработка долгосрочных планов по качеству.
Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает процессный подход к управлению качеством.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством. В соответствии с международной практикой по управлению качеством продукции на предприятии выделяется политика в области качества, непосредственно система качества, включающая обеспечение, повышение и управление качеством продукции.
Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формирует таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать коллектив предприятия на достижение поставленных целей.
Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынке сбыта, конкурентоспособность, научно–технический прогресс и борьба с конкурентами, состояние дел внутри предприятия. Формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является первичным актом при создании системы качества.
Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Обеспечение качеством – это стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации .
«Петля качества» – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества» или жизненного цикла продукции:
маркетинг, поиск и изучение рынка;
проектирование и (или) разработку технических требований, разработку продукции;
материально–техническое снабжение;
подготовку и разработку производственных процессов;
производство;
контроль, проведение испытаний и обследований;
упаковку и хранение;
реализацию и распределение продукции;
монтаж и эксплуатацию;
техническую помощь и обслуживание;
утилизацию после использования изделия.
По характеру воздействия на этапы «петля качества» в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качества и повышение качества. Обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если это требуется), необходимые для обеспечения достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству. Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера. Используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для обеспечения экономической эффективности. Повышение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности и процессов с целью получения выгоды, как для организации, так и ее потребителей.
Основными задачами управления качеством являются:
изучение рынка сбыта;
изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;
разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;
сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции. Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций:
разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции;
сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;
выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;
выдача управленческих решений;
анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.
Управление качеством опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип критериев, методы, средства и т. д.
Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.
Иногда в качестве объекта управления выступает конкурентоспособность, технический уровень или другой показатель.
Субъект управления – управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Цель управления качеством – это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.
Для эффективности организации процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.
Руководители среднего звена несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с общей стратегией предприятия и предусматривает последующие шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и принципа «товар – рынок».
Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия.
Политика в области качества является начальной точкой программы руководства по качеству и одним из элементов общей политики предприятия.
Политика в области качества – это ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности предприятия.
Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются:
ситуация на рынке сбыта;
конкурентоспособность продукции;
научно–технический прогресс и борьба с конкурентами;
состояние дел внутри предприятия;
вложение инвестиций в развитие предприятия.
Разработанная политика в области качества в виде основных направлений и целей включается в «Руководство по качеству».
Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций, многообразие которых затрагивает различные стороны объекта и субъекта управления. В этой связи их можно классифицировать на следующие управленческие функции.
Функции прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции направлены на:
выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления;
выявление научно–технических и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителя;
определение номенклатуры, ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции и модернизации существующих.
Функция планирования повышения качества продукции предполагает:
разработку новых видов продукции (номенклатура, ее основные показатели, этапы и сроки разработки);
освоение новых видов продукции;
повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции;
разработку задания по освоению новой продукции и снятию с производства устаревших изделий;
повышение качества изготовленной продукции и качества работы.
Нормативы и требования к качеству продукции предусматривают:
изучение прогрессивных тенденций и перспектив развития данного вида продукции;
выбор номенклатуры показателей качества и методов стандартизации;
оптимизацию показателей качества продукции и их нормирование;
установление в нормативно–технической документации правил организации и проведения испытаний.
Аттестация продукции включает комплекс организационно–технических и экономических мероприятий, обеспечивающих подготовку к аттестации продукции по категориям качества, а также проведение фирменной аттестации.
Функция разработки и налаживания производства продукции направлена на создание и освоение в короткие сроки образцов новой продукции, технический уровень и экономические показатели которой соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям или превосходят их.
Функция технологического обеспечения качества продукции призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с заданными показателями.
Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий, характеристик оборудования и инструмента.
Функция материально–технического обеспечения качества продукции направлена на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и др.
Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовым методам разработки, изготовления и использования продукции.
Функция организации взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями, с другой.
Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции, и поддержание показателей качества на уровне значений, установленных нормативно–технической документацией.
Функция стимулирования повышения качества продукции направлена на расширение выпуска изделий высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции. Включает широкий набор мер морального, материального поощрения работников и коллективов за выпуск продукции высокого качества, а также меры ответственности за производство некачественных изделий.
Функция контроля качества и испытаний продукции направлена на предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, чертежей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам.
Функция внутрипроизводственного учета и отчетности по качеству продукции заключается в систематической регистрации данных о фактическом количестве продукции и труда подразделений и отдельных работников, составлении отчетов на разных уровнях управления принятием решений.
Учету и отчетности подлежат:
выполнение этапов разработки новых видов продукции;
освоение новых видов продукции и мероприятия по повышению качества продукции;
результаты аттестации;
учет брака и потерь от брака;
рекламация;
качество труда, возврат на доработку;
этапы разработки, внедрения, функционирования и совершенствования системы управления качеством;
результаты проверки.
Функция технико–экономического анализа улучшения продукции направлена на выявление конечных результатов деятельности предприятий.
Функция правового обеспечения системы управления качеством продукции призвана обеспечить эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Информационное обеспечение системы управления качеством продукции необходимо для своевременного обеспечения руководителей и органов управления обоснованными и достоверными данными, характеризующими технический уровень и качество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
Необходимо различать принципы управления качеством продукции:
единство количества и качества продукции;
эффективность качества;
повышение уровня качества;
системный подход к качеству;
экономическое стимулирование;
непрерывность и комплексность контроля;
комплексность стандартизации и сертификации;
создание систем управления качеством продукции.
Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производительного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. В процессе управления качеством используется пять групп методов (рисунок 1.3).
Организационные методы в основном применяются для разработки и реализации обязательных для исполнения директив, приказов, предписаний, направленных на повышение качества деятельности организации. На рисунке 2 видно, что они включают стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы. Стабилизирующие методы связаны непосредственно с регламентацией деятельности организации (разработка руководства по качеству, политика в области качества, положение о структурных подразделениях и др., а также с ознакомлением персонала с содержанием основополагающих документов в области управления качеством путем объяснений, проведения обучения и консультаций. Распорядительные методы предполагают разработку, издание и выполнение определенных распоряжений, приказов, инструкций, указаний, нацеленных на решение конкретных проблем в области управления качеством.
Рисунок 2 – Классификация методов управления качеством продукции
Применение дисциплинарных методов обусловлено установлением ответственности за те или иные поручения, а также определением форм поощрения работников за достижение в работе.
Использование организационных методов играет существенную роль в процессе реализации таких функций, как планирование и организация.
Экономические методы управления качеством непосредственно нацелены на реализацию функции мотивации персонала качественно выполнять свою работу в рамках стимулирования деятельности отдельного работника, группы и организации в целом.
Социально–психологические методы управления качеством включают методы воспитательного характера, а также методы психологического воздействия на сотрудников организации. Применение социально–психологических методов играет особую роль при реализации функции мотивации и принципа вовлеченности персонала в совершенствование деятельности организации. Одной из важнейших целей применения этих методов является мотивация высококачественного труда персонала путем создания возможностей для самовыражения в этом процессе.
Применением методов воспитательного характера нацелено:
на воспитание особого отношения к высококачественному труду как искусству;
воспитание патриотического отношения к организации;
воспитание дисциплины и ответственности ;
воспитание и стимулирование инициативы;
Использование психологических методов связано с решением следующих задач:
воздействие на неформальные коллективы и формирования общественного мнения о престижности высококачественного труда;
создание положительного психологического климата в коллективе;
разрешения конфликтных ситуаций, обеспечения психологической совместимости работников;
воздействия положительными примерами.
Технологические методы включают методы контроля качества продукции и процесса, а также методы воздействия на качество продукции и процесса.
Экспертные методы основываются на экспертных оценках. Сущность экспертных методов заключается в устранении полученных различными способами мнений (суждений) специалистов – экспертов по рассматриваемым вопросам (методы рангов, непосредственного оценивания, сопоставления, организационный и социальный методы).
Также, средства управления включают оргтехнику (в том числе компьютеры), средства связи, все то, что используют органы и лица, выполняющие специальные функции в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются:
банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;
государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
Средства управления должны воздействовать на неудовлетворительные факторы и условия, а также координировать действия всех исполнителей.
Итак, в соответствии со стандартом ISO 9000 «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные потребности».
Таким образом, качество продукции формируется на всех этапах жизненного цикла. Для того, чтобы оценить качество продукции необходимо определить показатели качества. Показатели качества – количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания.
Вопрос №43 Современные системы управления качеством в организации
- Руководители низового звена
- [Править]Руководители среднего звена
- [Править]Руководители высшего звена
- Стили руководства
- Стадии инновационного процесса
- Стадия 1. Научные исследования и конструкторские разработки
- Этап 1. Фундаментальные исследования
- Этап 2. Прикладные научные исследования
- Этап 3. Опытно-конструкторские работы
- Стадия 2. Жизненный цикл инновационного продукта
- Этап 4. Внедрение продукта на рынок
- Этап 5. Рост объёмов производства
- Этап 6. Замедление роста производства
- Задачи инновационного менеджмента
- Классификация инновационных проектов
- Показатели экономической эффективности инноваций
- Функции маркетинга
- Методы маркетинговых исследований
- Этапы разработки маркетинговой стратегии
- Исследование состояния рынка и внешней среды
- Оценка текущего состояния
- Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности компании
- Постановка целей
- Понятие товара, классификация товара
- Понятие и сущность логистики
- Цели и задачи логистики
- Виды логистики: закупочная, производственная, распределительная
- Существующие системы управления качеством
- 3.4.1 Система тотального управления качеством
- 3.4.2. Система «джит»
- 3.4.3 Комплексная система управления качеством продукции (ксукп)
- Смк 9001 – новые стандарты в области качества
- Гост система менеджмента качества
- Процесс управления качеством
- Статистические методы управления качеством
- Экономические методы
- Административно-правовые методы
- Социально-психологические методы
- Состав и структура персонала
- Методы мотивации персонала
- 1. Материальные.
- 2. Нефинансовые вознаграждения
- Концепции финансового менеджмента
- Вопрос №58 Бухгалтерская отчетность в системе информационного обеспечения финансового менеджмента
- Классификация оборотных средств
- [Править]Финансовый менеджмент оборотного капитала
- [Править]Показатели финансового менеджмента
- Управление прибылью
- Сущность рентабельности, ее роль и значение
- Способы финансирования предприятий
- Содержание стратегического менеджмента
- [Править]Основные этапы стратегического менеджмента
- 2. Решаемые задачи:
- 3. Технология разработки стратегии развития компании
- Оценка конкурентоспособности
- Характеристики позиций