1.6. Современное состояние, проблемы и перспективы
развития PR в России
Говоря о связях с общественностью применительно к современной России, необходимо сосредоточить основное внимание на создании «точек роста», которые могут сохранить интеллектуальный потенциал нации и реализовать возможности государства для ускоренного экономического развития. Такой подход к организации деятельности в коммуникативной сфере требует определенных материальных затрат и наличия необходимого объема информационных ресурсов [26, c. 218].
В России PR представляет собой многогранную деятельность, которая объединяет множество направлений, приемов и инструментов. Это и наука, имеющая свои непреложные законы, методологию, принципы, приемы, и одновременно искусство. Российская практика управления общественными связями в бизнесе направлена на достижение и поддержание взаимопонимания между деловым сообществом и общественностью в новых рыночных условиях. До возникновения PR в России эту управленческую функцию выполнял маркетинг [5, c. 19].
Сегодня в России, как и во всем мире, без поддержки служб по связям с общественностью не обходится ни одна сколько – нибудь серьезная коммерческая структура. В мире, как и в России, ожидается существенное расширение индустрии PR. По данным Международного комитета ассоциации PR – агентств, в мире в 1994 году число сотрудников в PR – компаниях возросло на 14%, в 1996 г. – на 15 %, в 2009 – на 20%.
Эта динамика сохраняется. Основной объем доходов PR – агентств обеспечивают частные компании – свыше 80%, на долю общественного и государственного секторов приходится около 13%. В мире лидирующее место по объемам обслуживания фирмами PR занимают пятерка следующих рынков:
-
Телекоммуникации;
-
Потребительские товары;
-
Товары и услуги, предоставляемые фирмами друг другу;
-
Фармацевтические товары (товары личной гигиены);
-
Финансовые услуги.
Основной объем деятельности PR приходится на работу со СМИ (35%) и на корпоративные коммуникации (около 28%) [11, c. 28 – 29].
PR как продвижение товара на рынке (sales promotion) и управляемый маркетинг (direct marketing) является составной частью системы маркетинговых коммуникаций [20, c. 363].
Российский бизнес постепенно приходит к пониманию сути PR, осознанию его важности для успешного маневрирования на рынке.
Однако нередко случается, что эту часть маркетинговой деятельности компании ограничивают размещение текстовой рекламы в СМИ или вообще подменяют одно понятие другим. Тем не менее рекламное агентство занимается тем, что изготавливает и размещает рекламные материалы в СМИ. PR создает информационный повод и делает возможным его реализацию. Реклама занимается продажей товаров и услуг, в то время как PR направляет свои усилия на достижение понимания и благоприятного отношения к фирме и тем самым к ее товарам.
Кроме того, между ними существует разница в стоимости услуг. Если реклама имеет жесткие тарифы по оплате места или времени в СМИ, то приемы PR по сути являются малозатратными обращениями к целевой аудитории.
Более того, существуют организации, когда маркетинговый успех достигается исключительно средствами PR. Например, когда фирма продвигает свой товар на новый сегмент рынка. В этом потенциальный потребитель проявит заинтересованность, если получит предварительно достоверную информацию из программы новостей, из журнальной, газетной статьи, а не из рекламы [31, c.72 – 72].
Практика PR в России заметно отличается от западной, что объясняется спецификой рыночной ситуации в стране. Однако большинство клиентов солидных PR – агентств – крупные зарубежные компании. Это объясняется тем обстоятельством, что многие из них уже приобрели печальный опыт проведения в России PR – акций по рекомендациям иностранных специалистов, которые пытаются применить в странах СНГ технологии, единые для всех цивилизованных стран Запада. Поскольку слишком часто эти технологии по непонятным для них причинам не приводят к желаемым результатам, зарубежные компании все чаще прибегают к услугам российских фирм, хорошо ориентирующихся в местных условиях.
Главная причина такого положения заключается в полном отсутствии в России инфраструктуры PR, сложившейся за рубежом, а также в самой системе российского рынка, который отличают нестабильность, непредсказуемость и высокая динамика изменений законодательной базы. Специфика функционирования отечественного рынка определяет и специфику деятельности в сфере PR. Западный бизнес начинает это понимать.
Российский бизнес в части своей не пришел ни к пониманию сути PR, ни к осознанию его важности для успешного маневрирования на рынке.
Во – первых, эта часть маркетинга в лучшем случае приравнивается к размещению в СМИ текстовой рекламы. Более того, PR обычно не включается в маркетинговые программы. Впрочем, многие компании в России обходятся и без маркетинга. По результатам опроса бизнесмена крупнейших городов России, около 80% не смогли ответить на вопрос, что такое PR.
Во – вторых, специфика российского (определяемая прежде всего национальным менталитетом) такова, что российские компании начинают осознавать необходимость налаживания связей с общественностью только тогда, когда они оказываются в кризисной ситуации.
В – третьих, на рынке действуют фирмы, предлагающие услуги PR, но не способные обеспечить их реализацию на профессиональном уровне, что снижает доверие и интерес к возможностям PR у молодого российского бизнеса.
Все указывает на необходимость разработки сугубо российских методик PR, в которых зарубежные технологии применялись бы в качестве основы и ориентира, но большее внимание уделялось бы изучению сложившихся в стране реалий и способов эффективной профессиональной деятельности в них.
В определенной степени PR является теневой формой маркетинга. Многие документы по проектам проходят под грифом «не для распространения», зачастую фирмы заключают отдельный договор с PR – агентством о сохранении тайны. Это объясняется тем, что для выбора и осуществления необходимых и эффективных программ требуется всесторонний анализ сложившейся ситуации, а значит и доступ к информации. Поэтому агентства, как правило, не спешат делиться своими технологиями.
Тому есть и другая причина – оригинальность решения проблемы в каждом отдельном случае, что является, пожалуй, основным критерием качества работы в сфере PR.
В российских условиях очень часто снижению качества PR активно способствует сам заказчик своими неумелыми и неквалифицированными действиями. Главной ошибкой заказчика является неумение разделить маркетинговый процесс на составляющие, каждая из которых, взаимодействуя друг с другом, обеспечивала бы его непрерывность и содержательность. Яркими примерами такого являются невнятное консультирование, «распихивание» положительных материалов в СМИ и поток дорогостоящей и зачастую не отвечающей никаким задачам рекламы [16, c. 38 – 39].
PR не вмешивается в содержание разработок по системе продаж. В рамках четко спланированной программы PR выполняет функцию максимально эффективного доведения до избранных целевых аудиторий тезисов и характеристик в наиболее приемлемой форме наиболее приемлемыми средствами. Иначе говоря, PR определяет и проводит необходимую информационную политику в рамках задач, поставленных маркетологами и специалистами по продажам [21, c. 60].
В данное время в России сложилась такая ситуация, что использование PR более популярно в политике и государственной структуре, чем в коммерческой сфере.
По мере развития российского рынка, приобретения им более цивилизованных черт многие проблемы, с которыми сталкиваются отечественные компании по связям с общественностью, уйдут в прошлое, а рынок PR начнет функционировать по принятым в мире законам [11, c. 32 – 33].
Связи с общественностью являются мощным маркетинговым средством, которое может определить успех организации, улучшить доверие к ней, создать новый рынок, помочь в борьбе с конкурентами, представить новый продукт на рынке, проявить лояльность к торговой марке, улучшить эффективность других элементов коммуникации и др. Следует отметить, что в отличие от рекламной деятельности, работа по созданию и поддержание PR-мероприятий должна вестись непрерывно и комплексно [32, c.49].
Таким образом, в первой главе были рассмотрены понятие PR – деятельности в гостеприимстве, общие принципы, цели, методы и функции и области применения связей с общественностью; основные PR – средства, используемые гостиничными предприятиями, а также Место PR – мероприятий в деятельности гостиницы.
- 1. Теоретические основы организации pr – деятельности в гостеприимстве
- 1.1. Понятие pr – деятельности в гостеприимстве
- 1.2. Цели, методы и принципы pr – деятельности
- Функции и области применения pr
- 1.4. Средства pr – деятельности в гостеприимстве
- 1.5. Место pr – мероприятий в деятельности гостиницы
- 1.6. Современное состояние, проблемы и перспективы
- 2. Анализ pr- деятельности гостиничного предприятия «Кристалл-Люкс»
- 2.1. Характеристика предприятия ооо «Кристалл Люкс»
- 2.2. Анализ pr – деятельности гостиницы «Кристалл Люкс»
- 2.3. Оценка эффективности pr – деятельности гостиницы
- 3. Разработка pr мероприятия для гк «Кристал-Люкс»
- 3.1. Рекомендации по совершенствованию pr – деятельности гостиницы «Кристалл Люкс»
- 3.2. Общая характеристика мероприятия
- 3.3. Этапы pr – мероприятия и оценка его текущей эффективности