1.1. Понятие pr – деятельности в гостеприимстве
Пиар (PR) – это Public Relations, в переводе с английского языка означает «связи с общественностью».
Определений PR около 600, но наиболее удачными из них являются два, сформулированные российскими специалистами Александром Чумиковым и Михаилом Бочаровым.
Public Relations (PR) – это:
1) создание положительного мнения о фирме для ее продуктивного существования и повышения репутации. Достичь данной цели можно по-разному (в первую очередь через СМИ);
2) сочетание действий информационно-аналитического и процедурно-технологического характера, направленных на усиление взаимоотношений внутри фирмы для достижения наибольшего результата [31, c. 22].
Также интересно рассмотреть и другие мнения относительно того, что же такое PR.
По мнению Б.Л. Борисова, связи с общественностью представляют собой действия, направленные на производство, распространение и позитивное восприятие бесплатных, основанных на эффекте естественного информационного повода посланий. В этом определении связи с общественностью рассматриваются как отдельная категория инструментов продвижения [5, c. 12].
Елена Юдина предлагает рассматривать PR с двух позиций – с позиции дисциплины и сферы деятельности:
Связи с общественностью – это универсальная теоретическая и прикладная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия субъектов общественных отношений с гражданами, с общественными организациями, фирмами, партиями, органами власти и управления и т.д.
Public Relations как сфера деятельности связана с управлением, направленным на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между партнерами: между организацией и общественностью, от которой зависит функционирование этой организации; а также решение сложных социальных задач с помощью гуманитарных технологий [32, c. 8].
М.Р. Душкина в своей книге «PR и продвижение в маркетинге» трактует связи с общественностью как координированные усилия по созданию благоприятного представления о товаре в сознании широкой общественности и целевых аудиторий; они реализуются путем поддержки определенных программ и видом деятельности, не связанных напрямую с продажей товаров [9, c. 34].
Мирослав Кошелюк видит PR через призму репутации, которая стала в наши дни коммерческим товаром, одной из форм капитала, который можно конвертировать в другие формы капитала. Он предлагает определять связи с общественностью, как создание ложного или искаженного представления о той или иной личности или организации с помощью неких акций, искусственных событий, направленных на привлечение общественного внимания и зачастую носящего скандальный или негативный по социальному замыслу оттенок [16, c.14].
Говоря об анализе мнений зарубежных авторов, нельзя не упомянуть определения Британского Института паблик рилейшнз, согласно которому связи с общественностью – это планомерная постоянно осуществляемая деятельность по обеспечению равноправного информационного взаимодействия и через это взаимопонимания между организацией и ее общественностью [23, c.18].
Авторы учебника «Паблик рилейшнз» Фрэнк Джефкинс и Дэниэл Ядин приводят собственное определение пиара:
PR состоит из всех форм планомерно осуществляемой коммуникации, внешних и внутренних, между организацией и ее общественностью в целях достижения между ними взаимопонимания.
Первая часть этого определения уточняет определение Британского Института, а вторая обозначает PR как вид деятельности материального характера. Если цели сформулированы, они позволяют оценивать полученные результаты, ведь результат можно не только наблюдать, но и измерить. При необходимости для проверки степени реализации PR – акции можно воспользоваться методами маркетинговых исследований [8, c.9].
Завершая обзор мнений относительно определения связей с общественностью, необходимо рассмотреть определение Мировой ассамблеи ассоциаций паблик рилейшнз (проведена в Мехико в 1978 году), которое считается универсальным:
Паблик рилейшнз – это искусство и наука анализа тенденций, прогнозирования их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществление программ действий в интересах организаций и социума [15, c. 17].
PR – деятельность в гостиничном бизнесе зависит от таких факторов, как характер и уровень предоставляемых услуг.
Для этого целесообразно различать гостиницы по целевым группам:
-
бизнес – отели;
-
гостиница при аэропортах;
-
сьюит – отели (отели с апартаментами);
-
резидентные гостиницы;
-
курортные гостиницы;
-
гостиницы «B&B» (bed and breakfast);
-
таймшер отели;
-
казино-отели;
-
конгресс-центры;
-
конгресс-отели [13, c. 19 – 20].
Прежде чем говорить о PR в гостиничном бизнесе следует отметить, что редко идет речь о деятельности специально выделенного отдела по связям с общественностью. Чаще всего в гостинице существует отдел маркетинга и рекламы, который и занимается позиционированием предоставляемых услуг.
А.Л.Лесник и А.В.Чернышев, авторы учебника «Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе», предлагают схему (рис. 1.1), которая отображает PR – деятельность в любой из сфер бизнеса [18, c.27].
Рис 1.1. Универсальная схема PR – деятельности
Важно уметь различать PR и рекламу. Когда речь идет о печатании проспектов, вывешивании плакатов и помещении заметок в прессе, во всех этих случаях говорится о рекламных мероприятиях. Информация рекламной службы объективно и профессионально подобранная, должна косвенно способствовать увеличению загрузки и прибыли. Мероприятия PR призваны, с одной стороны, повысить интерес клиента к предложению предприятия, а с другой – за счет обратной связи с клиентом привести предложение услуг в соответствие с имеющимся спросом [3, c. 31].
Таким образом, зачастую смыслом и целью всех мероприятий по PR на практике остаются следующие: улучшение репутации и повышение популярности предприятия. Это служит в основном целям предприятия, то есть получению дополнительных клиентов из числа «прохожих», и не всегда совпадает в широком смысле с задачами открытой рекламы.
На этом основании можно сделать вывод, что PR – деятельность более тесно связана с выбором средств коммуникации, а не сих печатном содержанием. PR предполагает, что теперь на смену классическим методам рекламы будут применяться новые способы продвижения имиджа предприятия и публицистики [1, c. 15 – 16].
- 1. Теоретические основы организации pr – деятельности в гостеприимстве
- 1.1. Понятие pr – деятельности в гостеприимстве
- 1.2. Цели, методы и принципы pr – деятельности
- Функции и области применения pr
- 1.4. Средства pr – деятельности в гостеприимстве
- 1.5. Место pr – мероприятий в деятельности гостиницы
- 1.6. Современное состояние, проблемы и перспективы
- 2. Анализ pr- деятельности гостиничного предприятия «Кристалл-Люкс»
- 2.1. Характеристика предприятия ооо «Кристалл Люкс»
- 2.2. Анализ pr – деятельности гостиницы «Кристалл Люкс»
- 2.3. Оценка эффективности pr – деятельности гостиницы
- 3. Разработка pr мероприятия для гк «Кристал-Люкс»
- 3.1. Рекомендации по совершенствованию pr – деятельности гостиницы «Кристалл Люкс»
- 3.2. Общая характеристика мероприятия
- 3.3. Этапы pr – мероприятия и оценка его текущей эффективности