1.Современная концепция управления качеством.
Одной из ключевых функций управления проектом наряду с такими, как управление стоимостью и временем, является управление качеством проекта.
Качество — это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Обычно потребности формулируются с помощью характеристик на основе установленных критериев. Потребности могут включать в себя, например, эксплуатационные характеристики, функциональную пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, воздействие на окружающую среду, экономические, эстетические и культурно-исторические требования.
Понятие «качество» следует отличать от понятия «градация» (сорт, класс)». Под последним понимается категория или разряд, присвоенный объектам, имеющим то же функциональное применение, но иные требования к качеству. Низкое качество — это всегда проблема, низкий сорт — не обязательно.
Принято различать четыре ключевых аспекта качества:
Качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям. Этот аспект качества достигается благодаря эффективному определению и актуализации потребностей и ожиданий потребителя в целях их удовлетворения требований потребителя и точному анализу возможностей рынка.
Качество разработки и планирования проекта. Вторым аспектом является качество, достигаемое благодаря тщательной разработке самого проекта и его продукции.
Качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией. Третьим аспектом является качество, обеспечиваемое благодаря поддержанию соответствия реализации проекта его плану и обеспечению разработанных характеристик продукции проекта и самого проекта и произведенных ценностей для потребителей и других заинтересованных лиц.
Качество материально-технического обеспечения проекта на протяжении всего его жизненного цикла.
Современная концепция менеджмента качества имеет в своей основе следующие основополагающие принципы:
качество — неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);
качество — это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
ответственность за качество должна быть адресной;
для реального повышения качества нужны новые технологии;
повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);
политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.
Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством — Всеобщего управления качеством Total Quality Management (далее - TQM).
Основные положения концепции TQM можно выразить следующими тезисами:
1. Роль руководства. В мероприятиях по управлению качеством на основе принципов TQM огромная роль отводится руководству. Руководство должно возглавить деятельность по управлению качеством. Оно должно быть искренне привержено системе, верить в ее ценности. Руководство должно интегрировать систему управления качеством в общую модель управления проектом. Свое воздействие следует осуществлять не столько в виде организационно-распорядительной документации, сколько в виде конкретных слов и поступков, однозначно и выразительно передающих позицию руководства. Стиль руководства должен быть сменен с авторитарного, административного на кооперативный, либеральный.
Основное внимание — клиентам. Внимание к клиентам должно проявляться не в лозунгах, а в практической, повседневной деятельности. Прежде всего, следует определить круг клиентов. Сотрудники, и в первую очередь руководители, должны четко знать, кто является потребителем продукции проекта. Затем следует определить потребности своих клиентов и разработать систему показателей, определяющих степень удовлетворенности клиентов продукцией проекта. После этого полученную систему показателей следует положить в основу системы мотивации сотрудников и системы управления фирмой в целом в качестве основного индикатора успешности проекта. Большую роль в повышении эффективности взаимодействия с клиентами играет информационная система проекта, которая должна быть, безусловно, совместимой с информационными системами основных клиентов.
Стратегическое планирование. Большое внимание в TQM уделяется процессам планирования вообще и стратегического планирования, в частности. При этом планируется достижение не только традиционных производственно-хозяйственных целей, но и таких, которые до последнего времени рассматриваются как неосязаемые и неизмеримые, как уровень удовлетворенности потребителей, положительный деловой образ компании, престиж торговых марок и прочее.
Вовлечение всех сотрудников. В TQM предполагается делегировать больше ответственности на нижние уровни управления. При этом не следует забывать, что сотрудники должны быть специально подготовлены для принятия этой новой для них ответственности. При увеличении ответственности рядовых сотрудников возрастает роль обратной связи, которая становится основной составляющей информационной системы предприятия. Естественно, такой подход не снимает необходимости традиционного управления, но оставляет для высших уровней управления больше времени для решения стратегических задач. Кроме этого, важную роль играют социальные и психологические факторы. Самоконтроль (должным образом подготовленный) и контроль со стороны коллег работает эффективнее, чем формальный контроль сверху.
Подготовка персонала. При расширении полномочий и обогащении функциональных обязанностей возникает необходимость постоянной подготовки персонала, причем не только узко профессиональной. Другой новой характеристикой подготовки в TQM является обязательная оценка эффективности обучения.
Награды и признание. Для того чтобы новая система работала, необходимо, чтобы она была подкреплена соответствующей системой мотивации. При этом формальные награды и признание должны гармонировать с неформальными. Таким образом, система менеджмента качества интегрируется в корпоративную систему управления, формируя определенную организационную культуру.
Разработка продукции и услуг должна адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся и усложняющиеся потребности и ожидания потребителей. Важнейшими являются такие показатели как улучшение качества разработки, т. е. соответствие разработок требованиям клиента, а также продолжительность цикла разработка-внедрение.
Управление процессом. Основополагающим принципом TQM является концентрация усилий на конкретных процессах, в особенности на процессах, непосредственно влияющих на качество конечной продукции проекта.
Качество поставщиков. Требования к качеству продукции поставщиков аналогичны требованиям к своей собственной. Соответственно необходимо организовать действенный контроль за работой и своевременно отказываться от услуг ненадежных (если это возможно).
Информационная система. Для нормального функционирования системы TQM необходимо разработать и внедрить информационную систему, позволяющую эффективно собирать, хранить и использовать данные, информацию и знания. Для этого следует четко определить, какие данные собирать и как их обрабатывать и распространять.
Лучший опыт. Одним из действенных инструментов повышения качества и улучшения системы управления является определение и использование лучшего опыта других компаний (так называемый benchmarking). Обычно эта деятельность состоит из определения процессов, которые предполагается улучшать, моделирования собственных процессов, изучения лучшего опыта других компаний, анализа выводов и использования полученных результатов.
12. Оценка эффективности работы системы управления качеством. Для такой оценки необходимо разработать систему критериев и порядок проведения таких оценок. Полученные и проанализированные результаты должны быть использованы для дальнейшего совершенствования управления проектом.
Изложенные выше принципы TQM легли в основу разнообразных концепций менеджмента качества, таких как ИСО 9000, многих национальных государственных моделей управления качеством, а также явились базой для выработки системы менеджмента качества проекта.
- Рабочая программа дисциплины
- 1 Планируемые результаты обучения по дисциплине
- 1.1 Цели и задачи дисциплины
- 1.2 Требования к уровню освоения и содержания дисциплины
- 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
- 2. Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки выпускника
- 3. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения
- 4. Учебно-методическое обеспечение и календарный график самостоятельной работы студентов
- Оценка реферата
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- Критерии выставления итоговой оценки за реферат:
- 5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
- 5.1 Технологическая карта дисциплины
- 7 Семестр
- 5.2 Контрольно-оценочные материалы, тестовые задания Вариант 1
- Процесс разработки и реализации проекта включает следующие этапы:
- 5.3. Вопросы к зачету
- 7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
- 8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
- 9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- 11. Образовательные технологии. Виды, структура и содержание интерактивных и инновационных форм проведения занятий
- 12. Краткий курс лекций
- Тема 1. Концепция управления проектами. Проект как системное мероприятие
- Этапы развития методов управления проектами
- 1.Создание новых (адаптация действующих) структур
- 2.Разработка механизма функционирования
- 3.Подготовка кадров
- 5.Финансирование
- 6.Технология управления
- 2. Базовые термины дисциплины «управление проектами». Современные принципы управления проектами.
- 3. Динамика изменений управления проектами. Подсистемы управления проектами.
- Жизненный цикл проекта
- 4. Основные характеристики проекта. Классификация видов проектов. Основное содержание процессов управления проектами.
- 5. Инвестиционные предпосылки развития проект-менеджмента.
- Тема 2. Основные понятия и содержание проекта
- 1. Идея проекта. Формирование инвестиционного замысла проекта.
- 2. Основные фазы жизненного цикла проекта и их содержание.
- Развитие инвестиционного проекта проходит четыре фазы:
- 3. Организационно-динамические системы управления проектами.
- 4. Проектирование организационных структур
- 6. Участники проекта.
- Тема 3. Разработка концепции проекта
- 1.Обоснование проекта: экономическая и финансовая стороны.
- 2.Этапы разработки концепции проекта.
- 3.Предварительный анализ реализации проекта.
- 4.Предварительное технико-экономическое обоснование проекта
- Тема 5. Инвестиционная фаза проект
- 1.Содержание работ проекта.
- 2.Оценка инвестиционных качеств финансовых инструментов.
- 3.Имитирующие системы оценки инвестиционных проектов: пакеты comfar, propspin,project expert и «Альт-Инвест».
- 4.Источники финансирования проектов.
- 6.Проектное финансирование.
- 7.Схемы финансирования проектов в современных условиях.
- 8.Законодательная сторона коммерциализации проекта.
- Тема 6. Маркетинг проекта
- 1.Концепция маркетинга в управлении проектами. Маркетинговая стратегия проекта.
- 2.Методология организации и проведения маркетинговых исследований.
- 3.Формирование и структура программы маркетинга проекта.
- 8.5. Программа маркетинга проекта
- 4.Бюджет маркетинга проекта. Определение и формирование. Статьи доходов и расходов в бюджете маркетинга проекта.
- Тема 7. Функции управления работами проекта
- 1.Процесс планирования работ по проекту. Уровни планирования.
- 13.2. Процессы планирования
- 2.Декомпозиция работ проекта.
- 4.Детальное планирование работ.
- 5.Сетевое планирование: методы и средства разработки, практика, опыт и реалии.
- 7.Ресурсное планирование работ по проекту.
- 8.Контроль качества проекта.
- Тема 8. Менеджмент качества проекта
- 1.Современная концепция управления качеством.
- 2.Структура управления качеством проекта.
- 4.Стандартизированные системы менеджмента качества на предприятиях (хозяйствующих субъектах).
- 5.Сертификация продукции проекта. Законодательная база.
- Тема 9. Регулирование рисками
- 1.Управление рисками в проекте.
- 2.Рискологические проблемы: общие понятия, правовое обеспечение.
- 3.Анализ проектных рисков: качественные и количественные методы.
- Постоянные и переменные затраты на проект
- 5.Методы снижения рисков.
- 6.Развитие и применение риск-менеджмента в современных условиях. Риск-менеджмент и управление проектами.
- Тема 10. Завершение проекта
- 1.Завершающая стадия проекта: пусконаладочные работы, приемка объекта в эксплуатацию.
- 2.Документированное оформление проекта.
- 3.Послепроектное и гарантийное обслуживание объекта.
- 13. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
- 14. Глоссарий по дисциплине «Управление проектами»
- 15. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения
- Вариант 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- 3. Вопросы к зачету