1.Обоснование проекта: экономическая и финансовая стороны.
Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их стоимости, сроков реализации и прибыльности. В результате такой оценки инвестор (заказчик) должен быть уверен, что на продукцию, являющуюся результатом проекта, в течение всего жизненного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечивала бы покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов проекта, выплату задолженностей и удовлетворительную окупаемость капиталовложений.
Эта задача решается в рамках Обоснования инвестиций и выполняется группой заказчика или независимой консультационной фирмой.
Оценка жизнеспособности проекта призвана ответить на следующие вопросы:
возможность обеспечить требуемую динамику инвестиций
способность проекта генерировать потоки доходов, достаточных для компенсации его инвесторам вложенных ими ресурсов и взятого на себя риска.
В качестве базы сравнения как при наличии ряда альтернативных вариантов, так и единственного варианта, принимается т. н. ситуация «без проекта». Это означает, что в случае, например, проекта реконструкции предприятия следует сравнивать показатели проекта с показателями действующего предприятия, а при намерении строить новое предприятие — с ситуацией «без строительства нового предприятия».
Работа по оценке жизнеспособности проекта обычно проводится в 2 этапа:
из альтернативных вариантов проекта выбирается наиболее жизнеспособный;
для выбранного варианта проекта подбираются методы финансирования и структура инвестиций, обеспечивающие максимальную жизнеспособность проекта.
Жизнеспособность проекта оценивают с помощью методов анализа эффективности вариантов проекта, приведенных в гл. 12.
Финансовая реализуемость - показатель (принимающий два значения — «да» или «нет»), характеризующий наличие финансовых возможностей осуществления проекта. Требование финансовой реализуемости определяет необходимый объем финансирования ИП. При выявлении финансовой нереализуемости схема финансирования и, возможно, отдельные элементы организационно-экономического механизма проекта должны быть скорректированы.
Финансовая реализуемость проверяется для совокупного капитала всех участников проекта, исключая общество (но включая государство и всех коммерческих участников, в том числе и кредиторов). Денежные потоки, поступающие от каждого участника в проект, являются в этом случае притоками (и берутся со знаком «плюс»), а потоки, поступающие к каждому участнику из проекта, — оттоками (со знаком «минус»). Помимо этого, рассматривается денежный поток самого проекта (в данном случае сумма потоков от выручки и прочих доходов — это притоки, записывающиеся со знаком «плюс», плюс инвестиционные и производственные затраты, не считая налогов, — оттоки, записывающиеся со знаком «минус»).
Итак, проект финансово реализуем, если на каждом шаге расчета алгебраическая (с учетом знаков) сумма притоков и оттоков всех участников и денежного потока проекта является неотрицательной.
Пример. Рассмотрим проект, который осуществляется тремя фирмами и двумя банками. Финансовое участие государства сводится к получению налогов. Пусть на некотором шаге денежные потоки описываются в табл. 4.3.1.
Таблица 4.3.1
Денежные потоки
№ п/п | Наименование элемента денежного потока | Значение |
1. | Выручка от реализации (с НДС, акцизами и пошлинами) | + 2100 единиц |
2. | Производственные затраты (с НДС за материальные затраты) | - 600 единиц |
3. | Налоги, получаемые государством | - 500 единиц |
4. | Поток фирмы № 1 (фирма получает деньги на этом шаге) | - 600 единиц |
5. | Поток фирмы № 2 (фирма получает деньги па этом шаге) | - 700 единиц |
6. | Поток фирмы № 3 (фирма вкладывает деньги на этом шаге) | + 200 единиц |
7. | Поток банка № 1 (получение банком процентов) | - 100 единиц |
8. | Поток банка № 2 (выдача банком займа) | + 300 единиц |
В проекте на этом шаге в качестве притоков выступают выручка от реализации, поток фирмы № 3 (фирма вкладывает в проект 200 единиц), заем в 300 единиц, получаемый от банка № 2; все они приведены со знаком «плюс». Оттоками на том же шаге являются: производственные затраты (с налогами, входящими в цену, — НДС, акцизами и пошлинами), но без других налогов; налоги, получаемые государством в сумме 500 единиц; потоки фирм №№ 1 и 2 (эти фирмы получают из проекта соответственно 600 и 700 единиц); проценты по займу, получаемые банком № 1, равные 100 единицам. Все они приведены со знаком «минус».
Для того чтобы проверить достаточность средств на этом шаге, находим сумму (со знаками) всех элементов потока. Она равна:
2100+(-600)+(-500)+(-600)+(-700)+200+(-100)+300=100 единиц
Так как эта сумма неотрицательна (в данном случае положительна), средств для осуществления проекта на рассматриваемом шаге хватает. Если наращенная сумма аналогичных величин неотрицательная на любом шаге расчета, проект является финансово реализуемым; в противном случае — финансово нереализуемым.
- Рабочая программа дисциплины
- 1 Планируемые результаты обучения по дисциплине
- 1.1 Цели и задачи дисциплины
- 1.2 Требования к уровню освоения и содержания дисциплины
- 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
- 2. Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки выпускника
- 3. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения
- 4. Учебно-методическое обеспечение и календарный график самостоятельной работы студентов
- Оценка реферата
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- Критерии выставления итоговой оценки за реферат:
- 5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
- 5.1 Технологическая карта дисциплины
- 7 Семестр
- 5.2 Контрольно-оценочные материалы, тестовые задания Вариант 1
- Процесс разработки и реализации проекта включает следующие этапы:
- 5.3. Вопросы к зачету
- 7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
- 8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
- 9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- 11. Образовательные технологии. Виды, структура и содержание интерактивных и инновационных форм проведения занятий
- 12. Краткий курс лекций
- Тема 1. Концепция управления проектами. Проект как системное мероприятие
- Этапы развития методов управления проектами
- 1.Создание новых (адаптация действующих) структур
- 2.Разработка механизма функционирования
- 3.Подготовка кадров
- 5.Финансирование
- 6.Технология управления
- 2. Базовые термины дисциплины «управление проектами». Современные принципы управления проектами.
- 3. Динамика изменений управления проектами. Подсистемы управления проектами.
- Жизненный цикл проекта
- 4. Основные характеристики проекта. Классификация видов проектов. Основное содержание процессов управления проектами.
- 5. Инвестиционные предпосылки развития проект-менеджмента.
- Тема 2. Основные понятия и содержание проекта
- 1. Идея проекта. Формирование инвестиционного замысла проекта.
- 2. Основные фазы жизненного цикла проекта и их содержание.
- Развитие инвестиционного проекта проходит четыре фазы:
- 3. Организационно-динамические системы управления проектами.
- 4. Проектирование организационных структур
- 6. Участники проекта.
- Тема 3. Разработка концепции проекта
- 1.Обоснование проекта: экономическая и финансовая стороны.
- 2.Этапы разработки концепции проекта.
- 3.Предварительный анализ реализации проекта.
- 4.Предварительное технико-экономическое обоснование проекта
- Тема 5. Инвестиционная фаза проект
- 1.Содержание работ проекта.
- 2.Оценка инвестиционных качеств финансовых инструментов.
- 3.Имитирующие системы оценки инвестиционных проектов: пакеты comfar, propspin,project expert и «Альт-Инвест».
- 4.Источники финансирования проектов.
- 6.Проектное финансирование.
- 7.Схемы финансирования проектов в современных условиях.
- 8.Законодательная сторона коммерциализации проекта.
- Тема 6. Маркетинг проекта
- 1.Концепция маркетинга в управлении проектами. Маркетинговая стратегия проекта.
- 2.Методология организации и проведения маркетинговых исследований.
- 3.Формирование и структура программы маркетинга проекта.
- 8.5. Программа маркетинга проекта
- 4.Бюджет маркетинга проекта. Определение и формирование. Статьи доходов и расходов в бюджете маркетинга проекта.
- Тема 7. Функции управления работами проекта
- 1.Процесс планирования работ по проекту. Уровни планирования.
- 13.2. Процессы планирования
- 2.Декомпозиция работ проекта.
- 4.Детальное планирование работ.
- 5.Сетевое планирование: методы и средства разработки, практика, опыт и реалии.
- 7.Ресурсное планирование работ по проекту.
- 8.Контроль качества проекта.
- Тема 8. Менеджмент качества проекта
- 1.Современная концепция управления качеством.
- 2.Структура управления качеством проекта.
- 4.Стандартизированные системы менеджмента качества на предприятиях (хозяйствующих субъектах).
- 5.Сертификация продукции проекта. Законодательная база.
- Тема 9. Регулирование рисками
- 1.Управление рисками в проекте.
- 2.Рискологические проблемы: общие понятия, правовое обеспечение.
- 3.Анализ проектных рисков: качественные и количественные методы.
- Постоянные и переменные затраты на проект
- 5.Методы снижения рисков.
- 6.Развитие и применение риск-менеджмента в современных условиях. Риск-менеджмент и управление проектами.
- Тема 10. Завершение проекта
- 1.Завершающая стадия проекта: пусконаладочные работы, приемка объекта в эксплуатацию.
- 2.Документированное оформление проекта.
- 3.Послепроектное и гарантийное обслуживание объекта.
- 13. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
- 14. Глоссарий по дисциплине «Управление проектами»
- 15. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения
- Вариант 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- 3. Вопросы к зачету