13.2. Процессы планирования
Планирование относится к наиболее важным процессам для проекта, так как результатом его реализации является обычно уникальный объект, товар или услуга. Объем и детальность планирования определяется полезностью информации, которую можно получить в результате выполнения процесса и зависит от содержания (замысла) проекта.
Эти процессы могут повторяться и входить в состав итерационной процедуры, выполняемой до достижения определенного результата. Например, если первоначальная дата завершения проекта неприемлема, то требуемые ресурсы, стоимость, а иногда и содержание проекта должны быть изменены. Результатом в этом случае будут согласованные сроки, объемы, номенклатура ресурсов, бюджет и содержание проекта, соответствующие его целям. Сам процесс планирования не может быть полностью алгоритмизирован и автоматизирован, так как содержит много неопределенных параметров и часто зависит от случайных факторов. Поэтому предлагаемые в результате планирования варианты плана могут отличаться, если они разрабатываются разными командами, специалисты в которых по-разному оценивают влияние на проект внешних факторов.
Основные процессы планирования могут повторяться несколько раз, как в течение всего проекта, так и его отдельных фаз. К основным процессам относят:
планирование содержания проекта и его документирование;
описание содержания проекта, определение основных этапов реализации проекта, декомпозиция их на более мелкие и управляемые элементы;
составление сметы, оценку стоимости ресурсов, необходимых для выполнения работ проекта;
определение работ, формирование списка конкретных работ, которые обеспечивают достижение целей проекта;
расстановку (последовательность) работ, определение и документирование технологических зависимостей и ограничений на работы;
оценку продолжительности работ, трудозатрат и других ресурсов, необходимых для выполнения отдельных работ;
расчет расписания, анализ технологических зависимостей выполнения работ, длительностей работ и требований к ресурсам;
планирование ресурсов, определение того, какие ресурсы (люди, оборудование, материалы) и в каких количествах потребуются для выполнения работ проекта. Определение, в какие сроки работы могут быть выполнены с учетом ограниченности ресурсов;
составление бюджета, привязка сметных затрат к конкретным видам деятельности;
создание (разработку) плана проекта, сбор результатов остальных процессов планирования и их объединение в общий документ.
Вспомогательные процессы выполняются по мере необходимости. К ним относят:
планирование качества, определение стандартов качества, соответствующих данному проекту, и поиск путей их достижения;
организационное планирование (проектирование), определение, обследование, документирование и распределение проектных ролей, ответственности и отношений подчиненности;
подбор кадров, формирование команды проекта на всех стадиях жизненного цикла проекта, набор необходимых людских ресурсов, включенных в проект и работающих в нем;
планирование коммуникаций, определение информационных и коммуникационных потребностей участников проекта: кому и какая информация необходима, когда и как она им должна быть доставлена;
идентификацию и оценку рисков, определение того, какой фактор неопределенности и в какой степени может повлиять на ход реализации проекта, определение благоприятного и неблагоприятного сценария реализации проекта, документирование рисков;
планирование поставок, определение того, что, каким образом, когда и с помощью кого закупать и поставлять;
планирование предложений, документирование товарных требований и определение потенциальных поставщиков.
Уровни планирования
Определение уровней планирования является также предметом планирования и проводится для каждого конкретного проекта с учетом его специфики, масштабов, географии, сроков и т. д.
В ходе этого процесса определяется вид и число уровней планирования, соответствующих выделенным пакетам работ по проекту, их содержательные и временные взаимосвязи.
Планы (графики, сети) как выражение результатов процессов планирования должны образовывать в совокупности некоторую пирамидальную структуру, обладающую свойствами агрегирования информации, дифференцированной по уровням управления информированностью, эшелонироваться по срокам разработки (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Уровни планирования и система планов должны строиться с использованием принципов «обратной связи», обеспечивающих постоянное сравнение плановых данных с фактическими и обладать большой гибкостью, актуальностью и эффективностью.
Агрегирование календарно-сетевых планов (графиков) является важным и весьма эффективным инструментом, позволяющим управлять сложными проектами. С помощью этого инструмента участники проекта могут получать сетевые планы различной степени агрегирования, в объеме и по содержанию, соответствующих их правам и обязанностям по проекту. Упрощенно агрегирование сетевых планов для трех уровней может быть представлено в виде некоторой информационной пирамиды (рис. 13.3.1). Здесь исходя из детального сетевого плана (внизу пирамиды) на следующий уровень управления передается план только с ключевыми этапами (вехами).
Сетевые планы укрупняют из-за того, что общий сетевой план состоит из множества частных сетевых планов. В каждом из таких частных планов определяют самый длинный путь. Эти пути затем ставят на место отдельных частей сети. При помощи такого постепенного агрегирования получают многоуровневые сетевые планы.
Обычно выделяют следующие виды планов:
концептуальный план;
стратегический план реализации проекта;
тактические (детальные, оперативные) планы.
Концептуальное планирование, результатом которого является концептуальный план, представляет собой процесс разработки основной документации по проекту, технических требований, оценок, укрупненных календарных планов, процедур контроля и управления. Концептуальное планирование проводится в начальный период жизненного цикла проекта.
Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки стратегических, укрупненных, долгосрочных планов.
Рис. 13.3.1. Взаимосвязь уровней планирования
Детальное (оперативное, тактическое) планирование связано с разработкой тактических, детальных планов (графиков) для оперативного управления на уровне ответственных исполнителей.
Уровни (агрегирования) плана должны соответствовать уровням управления. Чем выше уровень, тем более агрегированная, обобщенная информация используется для управления. Для каждого из уровней есть свое представление входных данных, которыми обычно являются:
договорные требования и обязательства;
описание доступных ресурсов и ограничения на их использование (сроки, интенсивность, размещение и т. д.);
оценочные и стоимостные модели;
документация по аналогичным разработкам.
Уровень стратегического планирования связан с двумя основными вопросами:
что мы собираемся сделать?
как мы это сделаем?
Как правило, частные (специфические) цели проекта по мере его реализации могут меняться, в то время как стратегические цели проекта, его миссия остаются неизменными. Поэтому этапу стратегического планирования придается особое значение. Здесь должна быть получена предельная ясность по проекту, по основным этапам его реализации, по целям, которые должны быть достигнуты.
Модель стратегического планирования может содержать несколько подэтапов (рис. 13.3.2). Подэтапы стратегического планирования могут и не иметь определенной, наперед заданной последовательности. Как правило, они выполняются несколько раз, когда информация получаемая после очередного этапа анализа или выполнения процедуры, используется на последующем этапе, снова возвращается на предыдущий или предыдущие этапы с уже уточненной или некоторой дополнительной информацией.
Рис. 13.3.2. Модель стратегического планирования
Методы SWOT-анализа (Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats — преимущества, слабые стороны, возможности, угрозы) часто используются для целей стратегического планирования, в особенности для оценки специфических параметров самой организации и ее окружения. Для проведения SWOT-анализа используют табл. 13.3.1. Для ее заполнения необходимо ответить на следующие вопросы:
каковы наши преимущества, как мы можем их реализовать?
в чем наши слабые стороны, как мы можем уменьшить их влияние?
какие существуют возможности, как мы можем извлечь выгоду из них?
что могло бы воспрепятствовать угрозам?
что мы могли бы сделать для каждого из обстоятельств, чтобы преодолеть или избежать возникновение проблемы?
Таблица 13.3.1
Таблица для проведения SWOT-анализа
Преимущества | Как их можно реализовать? | Слабые стороны | Как можно уменьшить их влияние? |
|
|
|
|
Какие возможности представляет проект? | Как извлечь из них выгоду? | Угрозы: риски или иные обстоятельства, препятствующие успеху | Как можно воспрепятствовать каждой из выявленных угроз? |
|
|
|
|
По результатам SWOT-анализа, в частности, можно определить, к какой из стратегий следует отнести стратегию для конкретного проекта.
Двенадцать возможных стратегий для проектов:
ориентированная на строительство;
основанная на финансировании, связанная с применением нетривиальных схем финансирования, возможно, с использованием долговых обязательств или субсидий, а также когда уделяется особое внимание финансовым потокам или стоимости капитала;
государственная;
проектная, когда проектная технология дает существенные преимущества по сравнению с другими технологиями;
построенная на отношениях заказчик—подрядчик, при которой используются различные формы партнерских отношений между заказчиком и подрядчиком;
технологическая, ориентированная на применение самых современных, но и в большей степени подверженных риску технологиях;
ориентированная на ввод в эксплуатацию;
обеспечивающая оптимизацию отношения затрат, качества и сроков;
ресурсно-ориентированная, в особенности при ограниченности или высокой стоимости ресурсов, их дефицитности и уникальности;
ориентированная на масштаб решаемых проблем или на заданный объем, например обеспечение заданного количества рабочих мест в регионе;
ориентированная на случайность или на непредвиденные чрезвычайные обстоятельства;
пассивная, когда вообще нет стратегии как таковой и поведение окружающей среды непредсказуемо.
- Рабочая программа дисциплины
- 1 Планируемые результаты обучения по дисциплине
- 1.1 Цели и задачи дисциплины
- 1.2 Требования к уровню освоения и содержания дисциплины
- 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
- 2. Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки выпускника
- 3. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения
- 4. Учебно-методическое обеспечение и календарный график самостоятельной работы студентов
- Оценка реферата
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- Критерии выставления итоговой оценки за реферат:
- 5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
- 5.1 Технологическая карта дисциплины
- 7 Семестр
- 5.2 Контрольно-оценочные материалы, тестовые задания Вариант 1
- Процесс разработки и реализации проекта включает следующие этапы:
- 5.3. Вопросы к зачету
- 7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
- 8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
- 9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- 11. Образовательные технологии. Виды, структура и содержание интерактивных и инновационных форм проведения занятий
- 12. Краткий курс лекций
- Тема 1. Концепция управления проектами. Проект как системное мероприятие
- Этапы развития методов управления проектами
- 1.Создание новых (адаптация действующих) структур
- 2.Разработка механизма функционирования
- 3.Подготовка кадров
- 5.Финансирование
- 6.Технология управления
- 2. Базовые термины дисциплины «управление проектами». Современные принципы управления проектами.
- 3. Динамика изменений управления проектами. Подсистемы управления проектами.
- Жизненный цикл проекта
- 4. Основные характеристики проекта. Классификация видов проектов. Основное содержание процессов управления проектами.
- 5. Инвестиционные предпосылки развития проект-менеджмента.
- Тема 2. Основные понятия и содержание проекта
- 1. Идея проекта. Формирование инвестиционного замысла проекта.
- 2. Основные фазы жизненного цикла проекта и их содержание.
- Развитие инвестиционного проекта проходит четыре фазы:
- 3. Организационно-динамические системы управления проектами.
- 4. Проектирование организационных структур
- 6. Участники проекта.
- Тема 3. Разработка концепции проекта
- 1.Обоснование проекта: экономическая и финансовая стороны.
- 2.Этапы разработки концепции проекта.
- 3.Предварительный анализ реализации проекта.
- 4.Предварительное технико-экономическое обоснование проекта
- Тема 5. Инвестиционная фаза проект
- 1.Содержание работ проекта.
- 2.Оценка инвестиционных качеств финансовых инструментов.
- 3.Имитирующие системы оценки инвестиционных проектов: пакеты comfar, propspin,project expert и «Альт-Инвест».
- 4.Источники финансирования проектов.
- 6.Проектное финансирование.
- 7.Схемы финансирования проектов в современных условиях.
- 8.Законодательная сторона коммерциализации проекта.
- Тема 6. Маркетинг проекта
- 1.Концепция маркетинга в управлении проектами. Маркетинговая стратегия проекта.
- 2.Методология организации и проведения маркетинговых исследований.
- 3.Формирование и структура программы маркетинга проекта.
- 8.5. Программа маркетинга проекта
- 4.Бюджет маркетинга проекта. Определение и формирование. Статьи доходов и расходов в бюджете маркетинга проекта.
- Тема 7. Функции управления работами проекта
- 1.Процесс планирования работ по проекту. Уровни планирования.
- 13.2. Процессы планирования
- 2.Декомпозиция работ проекта.
- 4.Детальное планирование работ.
- 5.Сетевое планирование: методы и средства разработки, практика, опыт и реалии.
- 7.Ресурсное планирование работ по проекту.
- 8.Контроль качества проекта.
- Тема 8. Менеджмент качества проекта
- 1.Современная концепция управления качеством.
- 2.Структура управления качеством проекта.
- 4.Стандартизированные системы менеджмента качества на предприятиях (хозяйствующих субъектах).
- 5.Сертификация продукции проекта. Законодательная база.
- Тема 9. Регулирование рисками
- 1.Управление рисками в проекте.
- 2.Рискологические проблемы: общие понятия, правовое обеспечение.
- 3.Анализ проектных рисков: качественные и количественные методы.
- Постоянные и переменные затраты на проект
- 5.Методы снижения рисков.
- 6.Развитие и применение риск-менеджмента в современных условиях. Риск-менеджмент и управление проектами.
- Тема 10. Завершение проекта
- 1.Завершающая стадия проекта: пусконаладочные работы, приемка объекта в эксплуатацию.
- 2.Документированное оформление проекта.
- 3.Послепроектное и гарантийное обслуживание объекта.
- 13. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
- 14. Глоссарий по дисциплине «Управление проектами»
- 15. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения
- Вариант 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- 3. Вопросы к зачету