8.1.1. Анализ затрат на обеспечение качества продукции
В зависимости от целей анализа могут использоваться различные методы оценки затрат на обеспечение качества продукции. На такое различие влияет прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный момент.
На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение метода функционально-стоимостного анализа (ФСА). Сущность этого метода заключается в системном исследовании функций отдельного изделия или технологического процесса путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку.
Основными принципами применения ФСА являются:
функциональный подход к объекту исследования;
системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;
соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них.
Цель ФСА состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление, т. е. в выборе наиболее благоприятного для потребителя и изготовителя варианта решения задачи о качестве продукции и ее стоимости. Математически цель ФСА может быть записана следующим образом
(8.1)
где ПС — потребительная стоимость анализируемого объекта; З — издержки на достижение необходимых потребительских свойств.
ФСА проводят в несколько этапов.
1. На подготовительном этапе уточняется объект анализа (носитель затрат), что особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Данный этап завершается при нахождении варианта с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.
2. На информационном этапе производится сбор данных об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях.
3. На аналитическом этапе изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных функций. Здесь целесообразно провести группировку затрат на функции по факторам производства, что позволит выявить первоочередность направлений снижения стоимости изделия. Такие направления нужно детализировать, ранжируя по степени значимости, которая определяется экспертным путем, и сопоставляя с затратами, выбирать пути удешевления продукции. Результатом проведенного на этом этапе анализа являются варианты решения, при которых необходимо сравнить совокупные затраты с какой-либо базой. В качестве последней могут, например, служить минимально возможные затраты на изделие. Метод ФСА предлагает вычислять экономическую эффективность, которая показывает, какую долю составляет снижение затрат в их минимально возможной величине:
, (8.2)
где К — экономическая эффективность ФСА; СР — реально сложившиеся совокупные затраты; См — минимально возможные затраты, соответствующие спроектированному изделию.
4. На исследовательском этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.
5. На рекомендательном этапе отбираются наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия. Здесь рекомендуется определять значимость функций изделия, требуемые затраты.
После этого с учетом значимости функций изделия, его узлов, деталей и уровня затрат посредством ценообразования, основываясь на знании спроса на продукцию, определяется уровень ее рентабельности. Все это в совокупности служит цели принятия решения о выборе к производству конкретного изделия или направлений и масштаба его усовершенствования.
Существенную помощь в определении затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и других видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Для их расчета используются методы нормирования, нормативно-справочные материалы. Методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и на усовершенствование продукции.
Если предприятие переходит к производству новой продукции, имевшей аналог по потребительскому назначению и свойствам, то затраты на качество Зк будут определяться разностью между затратами на старую Зс и новую Зн продукцию:
(8.3)
Если предприятие усовершенствует качественные параметры производимого ранее изделия, то затраты на качество можно определить прямым подсчетом по соответствующим нормам и направлениям.
Еще одним методом, позволяющим проанализировать изменение затрат на изменение качества продукции, является индексный метод. Сложность его применения заключается в том, что признаки качества должны быть выражены количественно. Качество же не всегда может иметь количественное значение и не всегда может быть описано словесно, например, продукция пригодная и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая нормам технических условий и т. п. Если показатель качества имеет числовые характеристики, то при построении индексов их можно использовать как веса затрат. В противном случае весами может служить количество элементов конструкции изделия, количество деталей, узлов.
Для оценки качества и конкурентоспособности изделия возможно применение метода балльной оценки, в соответствии с которым каждому качественному параметру изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы баллов. После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в баллах. Путем деления цены изделия на средний балл вычисляется стоимость одного среднего балла:
(8.4)
где Р — цена изделия; — средний балл изделия с учетом параметров его качества.
Подобный анализ целесообразно проводить при сравнительном анализе изделий для решения вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований.
- Социально-экономическая сущность и эволюция понятия качества
- 1.3. Социально-экономическая сущность конкурентоспособности
- 1.4.Конкурентоспособность производства и предприятия в рыночной экономике
- Глава 2. Качество и конкурентоспособность продукции
- 2.1. Значение качества для потребителя и изготовителя
- 2.2. Становление и развитие систем управления качеством
- 2.3. Эволюция и современные тенденции управления качеством
- Глава 3. Квалиметрический подход к определению показателей и оценке качества продукции и товаров
- 3.1. Сущность, основные положения и направления квалиметрии
- Состав, классификация и сущность показателей качества продукции
- 3.3. Классификация показателей качества продукции
- 3.4. Показатели качества продукции по характеризуемым свойствам
- Выбор номенклатуры показателей качества продукции
- Методы определения показателей качества продукции
- 3.7. Методы оценки качества продукции
- Показатели и методы оценки качества производственных процессов
- Глава 4. Товароведный подход к оценке качества продукции и товаров
- Градации качества продукции и товаров
- Несоответствия и дефекты товаров
- 4.3. Действия по предупреждению и устранению и дефектов
- Глава 5. Методы и показатели оценки конкурентоспособности
- 5.1. Показатели оценки конкурентоспособности продукции
- Программно-правовые системы в управлении конкурентоспособностью
- Глава 6. Системный подход к управлению качеством продукции
- 6.1. Отечественный опыт развития систем управления качеством продукции
- 6.2. Зарубежный опыт управления качеством продукции
- 5.2.1.Опыт управления качеством в сша
- 6.2.2. Опыт управления качеством в Японии
- Европейский опыт управления качеством
- 6.3. Комплексное и всеобщее управление качеством
- 6.4. Общие методы работы по качеству
- 6.5. Статистические методы управления качеством
- Глава 7. Нормативное обеспечение управления качеством
- 7.1. Правовое регулирование в области качества
- 7.2. Сущность и принципы технического регулирования
- Сущность и методические особенности технического регулирования
- 7.2.2. Принципы технического регулирования
- 7.3. Технические регламенты
- 7.3.1. Сущность и цели принятия технических регламентов
- 7.3.2. Содержание, виды и применение технических регламентов
- 7.3.3. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены
- 7.4. Стандартизация
- 7.4.1. Сущность, цели и документы в области стандартизации
- 7.4.2. Принципы стандартизации
- 7.4.3. Функции национального органа по стандартизации
- 7.4.4. Правила разработки и утверждения национальных стандартов
- 7.5. Подтверждение соответствия
- 7.5.1. Цели, формы и принципы подтверждения соответствия
- 7.5.2. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия
- 7.5.3. Декларирование соответствия
- 7.5.4. Обязательная сертификация
- Принципы международной стандартизации
- 7.7. Структура и состав международных стандартов по управлению качеством
- 7.8. Основные требования стандартов серии исо 9000:2000
- 7.9. Создание системы качества на предприятии на основе стандартов исо 9000
- 7.10. Сертификация продукции, услуг и систем качества
- 7.10.1. Основные понятия в области сертификации
- Организация сертификации за рубежом
- Схемы сертификации продукции
- 7.10.4. Сертификация услуг
- Сертификация систем качества
- Сертификация программных средств
- 7.10.7. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
- 7.11. Метрологическое обеспечение управления качеством
- 7.11.1. Роль метрологии в управлении качеством
- 7.11.2.Метрологическое обеспечение сертификации систем качества, продукции и услуг
- 7.11.3. Утверждение типа средств измерений
- Система обеспечения единства измерений
- Поверка и калибровка средств измерений
- Глава 8. Экономическая оценка и компьютерное моделирование
- 8.1. Экономические вопросы при управлении качеством
- 8.1.1. Анализ затрат на обеспечение качества продукции
- Оценка качества на этапе проектирования
- 8.1.3. Финансовые отношения при сертификации
- Компьютерное моделирование задач по управлению качеством
- 8.2.1. Компьютерные процедуры при управлении качеством
- 8.2.2. Анализ Парето
- Контрольные карты для анализа количественных данных
- Контрольные карты среднего и размаха
- Контрольные карты среднего и среднеквадратичного отклонения
- Контрольные карты приемочного контроля
- Применение р-карт
- Применение пр-карт
- Применение с-карт
- Применение и-карт
- Результаты тестов
- 8.2.5. Многомерные контрольные карты
- Библиографический список