Сертификация систем качества
По определению, данному ранее, под системой качества понимается совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на внедрение комплексного управления качеством. Сертификация систем качества определяет собой деятельность, подтверждающая, что должным образом идентифицированная система качества соответствует требованиям выбранной модели обеспечения качества.
Основными целями сертификации систем качества являются:
расширение экспортных возможностей предприятий за счет выхода на рынки тех стран, где сертификация обязательна;
увеличение эффективности экспорта путем повышения цен на продукцию предприятия при получении им сертификата на систему качества.
При проведении сертификации систем качества можно выделить два этапа:
предварительная проверка и оценка системы качества;
окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия системы качества.
Состав этапов приведен в табл. 7.6.
Таблица 7.6
Этапы оценки системы качества
Состав работ | Исполнитель |
Этап 1 |
|
1.1. Подготовка системы качества и ее документации к сертификации | Предприятие |
1.2. Заявка на проведение сертификации системы качества | Предприятие |
1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества | Орган по сертификации |
1.4. Заключение договора на проведение сертификации системы качества | Предприятие, орган по сертификации |
Этап 2 |
|
2.1. Подготовка системы качества к окончательной проверке | Предприятие |
2.2. Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества | Орган по сертификации |
2.3. Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества | Предприятие, орган по сертификации |
2.4. Проведение проверки системы качества | Орган по сертификации, предприятие |
2.5. Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания | Орган по сертификации |
2.6. Проведение заключительного совещания | Орган по сертификации, предприятие |
2.7. Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества | Орган по сертификации |
2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества | Орган по сертификации |
|
|
Предприятие, решившее проводить сертификацию системы качества, должно представить в ОС вместе с заявкой анкету-вопросник для проведения предварительной проверки системы качества, руководство по качеству, информационные данные о качестве продукции (сведения о рекламациях, потерях от брака, испытаниях продукции и т. п.). По просьбе ОС могут быть представлены также другие сведения о предприятии и системе качества.
По результатам первого этапа ОС составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества. Такое заключение может быть и отрицательным, где приводятся причины, не позволяющие в данное время сертифицировать систему качества предприятия.
При положительном заключении договором устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу. В случае если при проведении работ по второму этапу ОС обнаруживается несоответствие системы качества требованиям стандарта, то совместно с предприятием определяется срок доработки системы и устанавливается срок повторной проверки. При положительном решении выдается сертификат на срок, не превышающий три года.
Полученный сертификат на систему качества дает определенные преимущества, заключающиеся в следующем:
1) поставщики подтверждают сертификатом наличие системы, гарантирующей постоянное качество их продукции, вследствие чего контроль поставщиков со стороны потребителей можно ограничить и даже исключить;
2) потребители могут отказаться от входного контроля;
3) владелец сертификата использует его в коммерческих и рекламных целях;
4) предприятия могут договориться с государственными органами об ослаблении или отмене инспектирования и замене его признанием сертификата.
Методические указания по проверке систем качества изложены в международном стандарте ИСО 10011 «Руководящие указания по проверке систем качества», состоящем из трех частей:
ИСО 10011–1:1990 Часть 1. Проверка;
ИСО 10011–2:1990 Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке системы качества;
ИСО 10011–3:1990 Часть 3. Руководство программой проверок.
Проверки функционирования системы качества могут проводиться самим поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной).
Для проведения внутренних проверок на предприятиях разрабатывается нормативно-методический документ (стандарт, инструкция) и составляется план проведения проверок. Цель такой проверки состоит в постоянной оценке эффективности системы качества, имеющейся на предприятии. При проверке создается инспекционная группа с участием квалифицированных специалистов. По результатам проверки составляется акт, в котором приводятся результаты проверки. При проверках чаще всего обнаруживается несоблюдение отдельных положений НД и несовершенство самих документов. Для устранения отмеченных в акте недостатков устанавливаются сроки и исполнители работ.
Проверки системы качества второй стороной проводятся представителями заказчиков, как правило, перед заключением контракта. Цель этих проверок заключается в том, чтобы заказчик получил гарантию качества продукции, убедившись в наличии у поставщика системы качества, отвечающей требованиям стандартов ИСО 9000. В процессе проверки особое внимание обращается на качество и надежность выпускаемой продукции, наличие и оформление «Руководства по качеству», наличие сертификата на систему качества. В процессе проверки заказчик может потребовать, чтобы на его изделия были разработаны программы обеспечения качества, оговорить особые условия контроля, испытаний и приемки продукции. После проверки заказчик представляет отчет, в котором дается оценка системы качества на соответствие требованиям стандартов.
Проверки системы качества третьей стороной (органом по сертификации) проводятся для подтверждения ранее выданного сертификата. При обнаружении в системе качества большого количества недостатков проводятся дополнительные проверки, чтобы убедиться в выполнении согласованных корректирующих воздействий в течение трех месяцев после обнаружения недостатков. В случае если количество недостатков мало, готовятся отчеты о корректирующих воздействиях, которые не требуют дополнительной инспекционной проверки.
В случае, когда в задачу сертификации входит только оценка качества производства, в рассмотрение вводят понятие сертификации производства. Под сертификацией производства (производственной системы) понимают действие, доказывающее, что должным образом идентифицированное производство обеспечивает соответствие производственной системы требованием качественного изготовления продукции (требованиям стандартов).
Производственная система представляет собой совокупность технологических процессов, предназначенных для изготовления определенной продукции, удовлетворяющей заданным требованиям. Для процессов изготовления необходимо технологическое оборудование, приспособления, инструмент, средства измерений для контроля параметров продукции. Таким образом, для сертификации производств нужна проверка качества продукции, качества технологических процессов и их составных частей. Реализация проверки качества обязательно связана с процессом измерений значений параметров продукции, и, следовательно, с системой метрологического обеспечения.
Основными этапами работ по сертификации производств являются:
представление заявки на проведение сертификации производства;
экспертиза исходных материалов;
составление программы проверки;
проверка производства;
оформление сертификата;
инспекционный контроль за сертифицированным производством.
Модель обеспечения качества производства менее жесткая по сравнению с моделью системы качества. Поэтому предпочтение следует отдавать последней.
Результаты сертификации системы качества используются:
при сертификации продукции;
при выборе государственными органами предприятий, которым могут быть предложены госзаказы;
при выборе потребителем предприятий-поставщиков продукции.
- Социально-экономическая сущность и эволюция понятия качества
- 1.3. Социально-экономическая сущность конкурентоспособности
- 1.4.Конкурентоспособность производства и предприятия в рыночной экономике
- Глава 2. Качество и конкурентоспособность продукции
- 2.1. Значение качества для потребителя и изготовителя
- 2.2. Становление и развитие систем управления качеством
- 2.3. Эволюция и современные тенденции управления качеством
- Глава 3. Квалиметрический подход к определению показателей и оценке качества продукции и товаров
- 3.1. Сущность, основные положения и направления квалиметрии
- Состав, классификация и сущность показателей качества продукции
- 3.3. Классификация показателей качества продукции
- 3.4. Показатели качества продукции по характеризуемым свойствам
- Выбор номенклатуры показателей качества продукции
- Методы определения показателей качества продукции
- 3.7. Методы оценки качества продукции
- Показатели и методы оценки качества производственных процессов
- Глава 4. Товароведный подход к оценке качества продукции и товаров
- Градации качества продукции и товаров
- Несоответствия и дефекты товаров
- 4.3. Действия по предупреждению и устранению и дефектов
- Глава 5. Методы и показатели оценки конкурентоспособности
- 5.1. Показатели оценки конкурентоспособности продукции
- Программно-правовые системы в управлении конкурентоспособностью
- Глава 6. Системный подход к управлению качеством продукции
- 6.1. Отечественный опыт развития систем управления качеством продукции
- 6.2. Зарубежный опыт управления качеством продукции
- 5.2.1.Опыт управления качеством в сша
- 6.2.2. Опыт управления качеством в Японии
- Европейский опыт управления качеством
- 6.3. Комплексное и всеобщее управление качеством
- 6.4. Общие методы работы по качеству
- 6.5. Статистические методы управления качеством
- Глава 7. Нормативное обеспечение управления качеством
- 7.1. Правовое регулирование в области качества
- 7.2. Сущность и принципы технического регулирования
- Сущность и методические особенности технического регулирования
- 7.2.2. Принципы технического регулирования
- 7.3. Технические регламенты
- 7.3.1. Сущность и цели принятия технических регламентов
- 7.3.2. Содержание, виды и применение технических регламентов
- 7.3.3. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены
- 7.4. Стандартизация
- 7.4.1. Сущность, цели и документы в области стандартизации
- 7.4.2. Принципы стандартизации
- 7.4.3. Функции национального органа по стандартизации
- 7.4.4. Правила разработки и утверждения национальных стандартов
- 7.5. Подтверждение соответствия
- 7.5.1. Цели, формы и принципы подтверждения соответствия
- 7.5.2. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия
- 7.5.3. Декларирование соответствия
- 7.5.4. Обязательная сертификация
- Принципы международной стандартизации
- 7.7. Структура и состав международных стандартов по управлению качеством
- 7.8. Основные требования стандартов серии исо 9000:2000
- 7.9. Создание системы качества на предприятии на основе стандартов исо 9000
- 7.10. Сертификация продукции, услуг и систем качества
- 7.10.1. Основные понятия в области сертификации
- Организация сертификации за рубежом
- Схемы сертификации продукции
- 7.10.4. Сертификация услуг
- Сертификация систем качества
- Сертификация программных средств
- 7.10.7. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
- 7.11. Метрологическое обеспечение управления качеством
- 7.11.1. Роль метрологии в управлении качеством
- 7.11.2.Метрологическое обеспечение сертификации систем качества, продукции и услуг
- 7.11.3. Утверждение типа средств измерений
- Система обеспечения единства измерений
- Поверка и калибровка средств измерений
- Глава 8. Экономическая оценка и компьютерное моделирование
- 8.1. Экономические вопросы при управлении качеством
- 8.1.1. Анализ затрат на обеспечение качества продукции
- Оценка качества на этапе проектирования
- 8.1.3. Финансовые отношения при сертификации
- Компьютерное моделирование задач по управлению качеством
- 8.2.1. Компьютерные процедуры при управлении качеством
- 8.2.2. Анализ Парето
- Контрольные карты для анализа количественных данных
- Контрольные карты среднего и размаха
- Контрольные карты среднего и среднеквадратичного отклонения
- Контрольные карты приемочного контроля
- Применение р-карт
- Применение пр-карт
- Применение с-карт
- Применение и-карт
- Результаты тестов
- 8.2.5. Многомерные контрольные карты
- Библиографический список