Джордж Элтон Мэйо
Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мэйо, руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название «Хоторнские эксперименты». Опыты в Хоторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1924 по 1939 годы и не имели аналогов.
Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора.
К началу опыта на заводе «Вестерн электрик» положение было напряженным, наблюдалась большая текучесть квалифицированных кадров. Специалисты фирмы, среди которых не было ни одного социолога, искали способы повышения производительности труда, поэтому за помощью они обратились к Э. Мэйо.
Знаменитые «Хоторнские эксперименты» проводились в четыре этапа.
На первом этапе изучалась роль влияния интенсивности освещения на производительность труда.
На втором этапе в 1926 году изучались «неконтролируемые факторы», определяющие увеличение производительности труда. Было выяснено, что на производительность влияют методы руководства и улучшение взаимоотношений.
Задачей третьего этапа эксперимента было совершенствование непосредственного руководства людьми, улучшение отношений между сотрудниками и их отношения к работе. На этом этапе была разработана программа, состоящая из бесед 20 тыс. сотрудников об их отношении к выполняемой работе.
На четвертом этапе анализировалось воздействие материального стимулирования на рост групповой производительности труда. Параллельно с этим исследовались стиль руководства и структура межличностных отношений.
Эксперименты в Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством формирования небольшой неформальной группы, заложили фундамент для формирования поведенческого или бихевиористского подхода в индустриальной психологии и основы современного менеджмента.
Немаловажным следствием экспериментов явилось возникновение понятия «хоторнский эффект» - положительные результаты эксперимента (повышение производительности) вызываются не специально создаваемыми изменениями (улучшение условий труда или его организации), действие которых, собственно и является предметом исследования в самой экспериментальной ситуации, а вмешательством ученых.
Главный теоретический вывод Мэйо заключался в следующем:
Предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение
Хортонские эксперименты» положили начало:
Многочисленным исследованиям взаимоотношений в организации;
Учету психологических явлений в группах;
Выявлению мотивации к труду;
Изучению межличностных отношений;
Подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации.
-
Содержание
- Фгбоу впо «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
- Теория менеджмента. История управленческой мысли
- Оглавление
- Управленческие революции
- Первая управленческая революция (религиозно - коммерческая)
- Вторая управленческая революция (светско – административная)
- Третья управленческая революция (производственно - строительная)
- Четвертая управленческая революция (индустриальная)
- Пятая управленческая революция (бюрократическая)
- Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях востока
- Месопотамская цивилизация
- Египетская цивилизация
- Китайская цивилизация
- Индийская цивилизация
- Управленческая мысль и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
- Древняя Греция
- Древний Рим
- Средневековая Европа
- Никколо Макиавелли
- «Пионеры» менеджмента в индустриальной системе
- Адам Смит
- Роберт Оуэн
- Чарльз Беббидж
- Эндрю Ур
- Шарль Дюпин
- Дэниэл МакКэлем
- Генри Варнум Пор
- Школа научного управления
- Фредерик Уинслоу Тейлор
- Принципы научного управления (согласно ф. Тейлору)
- Френк и Лилиан Гилбреты
- Генри Лоуренс Гантт
- Генри Форд
- 6. Социальная инфраструктура.
- Гаррингтон Эмерсон
- Моррис Кук
- Школа научного управления
- Административная (классическая) школа управления
- Анри Файоль
- Личные качества руководителя
- Макс Вебер
- Лютер Гьюлик и Линдэлл Урвик
- Методы создания функциональных подразделений
- Джеймс Муни и Алан Рейли
- Гамильтон Черч
- Альфред Причард Слоун
- Административная (классическая) школа управления
- Школа психологии
- Гуго Мюнстерберг
- Мэри Паркер Фоллет
- Джордж Элтон Мэйо
- Честер Ирвинг Бернард
- Школа человеческих отношений
- Абрахам Маслоу
- Фредерико Герцберг
- Дуглас МакГрегор
- Уильям Оучи
- Ренсис Лайкерт
- Стили лидерства
- Школа поведенческих наук
- Школа психологии
- Количественный подход к управлению (школа «науки управления»)
- Современные подходы к управлению
- Процессный подход к управлению
- Системный подход к управлению
- Организация
- Ситуационный подход к управлению
- Современные концепции управления
- Эмпирическая школа управления
- Направления эмпирической школы
- Школа социальных систем
- «Управление по целям»
- Теория «7-s»
- «Теория хаоса»
- «Маркетинговая концепция менеджмента»
- Маркетинг - это