Стили лидерства
Рисунок 1: Ориентация руководства в организации
Важной проблемой в менеджменте и в социологии организаций является определение эффективности организации. Р. Лайкерт установил три типа переменных, определяющих долговременную эффективность организации.
К причинным переменным он отнёс внутриорганизационные факторы, находящиеся под контролем администрации, - формальную структуру организации, экономическую стратегию и социальную политику, профессионально-квалификационный состав работников и т.п.
Промежуточные переменные обозначают человеческие ресурсы организации - отношение к труду и навыки людей, организационный климат, методы принятия решений, уровень доверительности к руководству, лояльность, способы стимулирования и мотивации деятельности и т.п.
Наконец, результирующие зависимые переменные выражают конечный результат усилий – рост или падение производительности труда и прибыли, удовлетворение своей продукцией запроса потребителей и др.
Взаимосвязь между этими факторами можно представить в качестве стимулов (причины), взаимодействующих на организм (ресурсы) и создающих определенный результат (выход). Подобная модель объясняет, почему попытка непосредственно воздействовать на промежуточные переменные, как правило, не приводит к успеху.
Правильнее оказывать влияние на них через изменение причинных факторов. Точно также, попытка улучшить результирующие показатели организации, через воздействие на промежуточные, по Лайкерту, менее успешна, чем изменение причинных переменных.
Вред для компании, возникающий из-за нарушения модели Р. Лайкерта, очевиден. Руководитель стремится любой ценой повысить производительность или получить прибыль (результирующие показатели), оказывая давление на поведение работников (промежуточные факторы), не позаботившись предварительно об улучшении организации и условий труда, решении жилищной проблемы, подборе квалифицированных кадров (причинные переменные).
В конечном итоге он добьется временных успехов, сделает себе карьеру, но межличностные отношения постепенно ухудшатся. Могут измениться и другие показатели: увеличатся текучесть кадров и число несчастных случаев, возрастут абсентеизм (отсутствие на рабочем месте), количество невыходов по больничным. Наконец, усилятся жалобы работников на условия труда и быта. Причем последние уже будут отражать не ухудшение условий труда (они не изменились), а психологическое недовольство ими («блокирование эмоций»), раздражительность и фрустрацию работников.
Таким образом, рассмотрев вопрос о теории эффективности организации и стилей руководства Р. Лайкерта, делаем вывод о том, что восстановление нарушенного равновесия в организации потребует гораздо больших усилий и материальных затрат, нежели достижение кратковременного успеха.
В небольших организациях на восстановление социально-психологического климата уходит от года до трех лет, а в крупных до семи лет. Если тактика «выжимания пота» длится довольно долго, то реабилитационный период организации удлиняется.
Иногда приходится обновлять весь состав работающих в том или ином подразделении, годами привыкавших к плохой работе, к низкому качеству продукции, неоправданным заработкам. Перестройка в подобной ситуации оказывается весьма болезненной и нередко приводит к острым трудовым конфликтам на предприятии. Кроме того, она не сразу приносит плоды, коллектив некоторое время будет работать ниже своих возможностей уже в новых условиях.
Опытные руководители знают, что то, каким они себе представляют свой собственный стиль поведения, не имеет никакого значения. Подчиненные будут вести себя в соответствии с тем, как они себе представляют этот стиль. Руководитель может быть искренне убежден, что он «демократ», но его действия подчиненные оценивают в терминах модели «ориентированный на задачу». Чтобы считаться эффективным руководителем, он должен знать, каким он видится окружающим.
- Фгбоу впо «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
- Теория менеджмента. История управленческой мысли
- Оглавление
- Управленческие революции
- Первая управленческая революция (религиозно - коммерческая)
- Вторая управленческая революция (светско – административная)
- Третья управленческая революция (производственно - строительная)
- Четвертая управленческая революция (индустриальная)
- Пятая управленческая революция (бюрократическая)
- Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях востока
- Месопотамская цивилизация
- Египетская цивилизация
- Китайская цивилизация
- Индийская цивилизация
- Управленческая мысль и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
- Древняя Греция
- Древний Рим
- Средневековая Европа
- Никколо Макиавелли
- «Пионеры» менеджмента в индустриальной системе
- Адам Смит
- Роберт Оуэн
- Чарльз Беббидж
- Эндрю Ур
- Шарль Дюпин
- Дэниэл МакКэлем
- Генри Варнум Пор
- Школа научного управления
- Фредерик Уинслоу Тейлор
- Принципы научного управления (согласно ф. Тейлору)
- Френк и Лилиан Гилбреты
- Генри Лоуренс Гантт
- Генри Форд
- 6. Социальная инфраструктура.
- Гаррингтон Эмерсон
- Моррис Кук
- Школа научного управления
- Административная (классическая) школа управления
- Анри Файоль
- Личные качества руководителя
- Макс Вебер
- Лютер Гьюлик и Линдэлл Урвик
- Методы создания функциональных подразделений
- Джеймс Муни и Алан Рейли
- Гамильтон Черч
- Альфред Причард Слоун
- Административная (классическая) школа управления
- Школа психологии
- Гуго Мюнстерберг
- Мэри Паркер Фоллет
- Джордж Элтон Мэйо
- Честер Ирвинг Бернард
- Школа человеческих отношений
- Абрахам Маслоу
- Фредерико Герцберг
- Дуглас МакГрегор
- Уильям Оучи
- Ренсис Лайкерт
- Стили лидерства
- Школа поведенческих наук
- Школа психологии
- Количественный подход к управлению (школа «науки управления»)
- Современные подходы к управлению
- Процессный подход к управлению
- Системный подход к управлению
- Организация
- Ситуационный подход к управлению
- Современные концепции управления
- Эмпирическая школа управления
- Направления эмпирической школы
- Школа социальных систем
- «Управление по целям»
- Теория «7-s»
- «Теория хаоса»
- «Маркетинговая концепция менеджмента»
- Маркетинг - это